?

Log in

ЛВ10

Электронные муниципальные услуги: революционная идея

От общения с двумя умными людьми у меня случился сдвиг в мозгах относительно того, что делать с системой электронных муниципальных услуг для Екатеринбурга (да и любого другого города). Сразу предупреждаю, что это не бином Ньютона, вещь довольно простая, и, наверняка, хорошо известная, но для меня это понимание стало совершенно свежим, и поэтому очень хочется им поделиться. 

I. СНАЧАЛА ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЕМСЯ, ЧТО ТАКОЕ МУНИЦИПАЛЬНАЯ УСЛУГА. 
Зайдите в администрацию Екатеринбурга, пройдите по первому или второму этажу (благо, чтобы попасть в здание городской администрации, не требуется даже никаких документов - вход свободный!), и вы увидите, что на дверях очень многих кабинетов прикреплены листочки формата А4, представляющие собой перечень пунктов. В тех случаях, когда перечень не умещается на одном листочке, оформляется пластиковый стенд, листочки засовываются в кармашки стенда, стенд размещается рядом с кабинетом. В перечне написано что-то вроде: "1. Справка от работодателя по форме 2-НДФЛ; 2. Справка из паспортного стола о количестве проживающих в квартире; 3. Справка из ЕРЦ о сумме ежемесячного платежа за квартиру; 4. Справка из ФРС, подтверждающая право собственности на квартиру, или договор социального найма; 5. Заявление; 6. ...". Перечень я только что взял с потолка, но вы наверняка видели такие перечни, а если не видели - то, повторюсь, сходите в городскую администрацию и посмотрите.  (Перед тем, как покинуть здание ратуши, не забудьте съесть хачапури, трубочку с белковым кремом и/или пирожное "Рикки" в буфете на первом этаже, с видом на ледовый городок. Ассортимент блюд и прайс-лист одинаковы во всех многочисленных буфетах и кафе, разбросанных по зданию городской администрации. Буфет слева от главного входа выигрывает конкурентную борьбу благодаря виду из окна и исключительной позитивности и дружелюбию буфетчицы Надежды).  
Что означает такой перечень? Он определяет условия, наличие которых необходимо для получения той или иной муниципальной услуги. Например, придуманный мной перечень документов вполне может быть использован при предоставлении услуги "Постановка на учет в качестве нуждающегося в получении субсидий по оплате жилья". Вот это и есть типичная муниципальная услуга. Еще: "Постановка в очередь на место в муниципальном детском саду". Еще "Выдача справки о чем-нибудь". Еще: "Предоставление информации из какого-нибудь реестра". В мэрии - несколько сот кабинетов, примерно на каждом пятом из них висит бумажка с перечнем - здесь предоставляются десятки муниципальных услуг. (Не только физическим лицам, но и юридическим: так, Главархитектура выдает какие-нибудь разрешения на строительство - "1. Технические условия на подключения к сетям. 2. Договор аренды земельного участка. 3. Эскизный проект. 4. ...").
И именно в эту проблему мы упирались каждый раз, когда в формате коллективного обсуждения пытались спроектировать перевод в электронный вид какой-нибудь, пусть самой простой электронной услуги, типа постановки на очередь в детский сад. Это кажется, что это просто: а когда начинаешь продумывать в деталях, то вылезает какая-нибудь "Справка из органов попечительства (для опекунов)" или "Медицинская форма №12345" или хотя бы просто "Подтверждение проживания одного из родителей в данном районе города" - ведь встать на очередь у нас можно не абы где, а только по месту жительства. Ну и откуда им взяться, спрашивается? 
В нынешнем, бумажном процессе предоставления муниципальной услуги, все выглядит грустно, но просто: заявитель (тот, кто претендует на получение услуги) вооружается перечнем, обегает все органы, дающие разного рода "Справки о наличии...", "Формы №..." или "Техусловия на...", приносит всю эту пачку в нужный кабинет - бинго! (Ну, в реальной жизни есть конечно и всякие другие проблемы, типа того, что некоторые справки имеют свойство "протухать", или что даже идеальный комплект документов может ничего не гарантировать без, ну, вы понимаете... но это все мы сейчас оставим за кадром). Проблема в том, что этот весь процесс - он весь сугубо бумажный. Само заявление - простенькую форму - заявитель, конечно, мог бы заполнить онлайн, но все эти справки - приложения к нему, - он должен все равно собрать и принести. Ну а раз все равно надо ходить, то какая разница? Можно и заявление принять на бумаге. От того, что оно будет электронным - никому никакой радости, ни заявителю, ни муниципальному органу. 

II. "ЛОБОВОЙ" ПОДХОД К СОЗДАНИЮ ЭЛЕКТРОННОЙ УСЛУГИ. 
ОК, думали мы, значит, чтобы сделать процесс предоставления услуги полностью электронным, надо и все эти справки-приложения сделать тоже электронными. Чтобы, значит, наш заявитель мог отправить в электронном виде весь пакет документов, одним кликом. Заполнить экранную форму, потом аплоад-фром-файл, аплоад-фром-файл, аплоад-фром-файл, потом сабмит - и готово, ага? 
Вот тут-то и начинается затык. И не один, а несколько. 
1. С чего мы взяли, что все эти многочисленные ведомства, в которых надо взять "Справки о...", готовы передавать нам эти справки в электронном виде? Что у них вообще есть электронные форматы для этих справок? Что они готовы их отдавать наружу? 
2. Даже если и так, как мы будем обеспечивать валидность справок? Каждое из этих ведомств будет подписывать свои электронные справки своей ЭЦП? Мы как-то сможем их проверить? Будет какое-то единое пространство доверия? И когда мы их передадим в муниципальный орган, тот тоже сможет проверить все подписи? 
3. Пусть мы смогли получить все справки от всех ведомств в электронном виде, и как-то решили проблему доверия к их содержимому. Все эти справки - в разных форматах. Мы их заливаем как приложения к нашему заявлению на муниципальный портал электронных услуг - как там должны понять эти форматы? А если это не машиночитаемые файлы определенного формата, а просто вордовские документы, или, скажем, сканы в pdf-ках (какой-ниубдь кадастр, или копии архивных документов) - получается, в муниципальном органе потом должны будут их распечатать, чтобы иметь возможность дальше обрабатывать? 
Короче говоря, надо задать себе совсем небольшое количество вопросов, чтобы остаться один-на-один с честным ответом: такая автоматизация "в лоб" (когда мы просто берем все "бумажные" процессы реального мира, и пытаемся сделать их электронными) - не проходит. Нереальна, неосуществима, и, главное, даже если каким-то чудом и будет осуществлена - не приведет к снижению трудозатрат всех участников процесса оказания услуги. 

III. МОДИФИКАЦИИ БЕСПОЛЕЗНЫ. 
На августовской встрече мы, наконец, в полной мере осознали бесполезность "автоматизации в лоб", и стали много думать об окольных путях. Сходу придумалось очевидное: а пусть тогда все эти ведомства напрямую предоставляют информацию в муниципальный орган, оказывающий услугу! Есть же такое модное слово - "межведомственное взаимодействие". Давайте сделаем так: мы обращаемся на муниципальный портал услуг, там оставляем только заявления, а все справки он запрашивает из разных ведомств самостоятельно. Красота? 
Не очень. 
1. Во-первых, слова про "межведомственное взаимодействие" есть, а самого межведомственного взаимодействия, на практике, нет. Ни форматов данных, ни стандартных транспортных протоколов. Никакой всероссийской межведомственной "шины данных". Чтобы муниципалитет начал получать на регулярной основе информацию у какой-нибудь налоговой инспекции, ГИБДД, БТИ или ФМС, люди должны сначала встретиться, обо всем договориться, и потом это будет скорее всего отправка каких-то писем по электронной почте с ящика одного конкретного человека на ящик другого конкретного человека, и жить все это будет до тех пор, пока один из этих конкретных людей не заболеет или не уйдет в отпуск. Безусловно, не все так плохо, некоторые из каналов взаимодействия между отдельными парами ведомств, особенно нужные и важные, давно уже автоматизированы и пристойно функционируют, но ни о какой единой, расширяемой системе речи идти не может. 
2. Соответственно, остаются все проблемы форматов, возможности автоматической обработки, доверия к электронной подписи (хотя фиг с ней, с электронной подписью - для тех вопросов, о которых идет речь при предоставлении электронных муниципальных услуг, в 99% случаев вполне достаточно будет доверять справке просто потому, что она пришла вроде как с известного адреса и выглядит "как обычно"). 
3. И еще появляются вопросы, например, персональных данных: а почему это паспортный стол или БТИ будет предоставлять персональные данные Иванова Абрама Умар-оглы администрации муниципального образования "город Екатеринбург"? Вот самому гражданину Иванову А.У.-О. - всегда пожалуйста. И пусть он с ними дальше делает всё, что ему угодно: хоть в муниципалитет несет, хоть на заборе расклеивает. А муниципалитету... Где доверенность от Иванова? Где лицензии и сертификаты всякие? Договор где? И пошла-поехала... 
4. И мы еще не задали главный вопрос: а будут ли все эти ведомства рады и готовы информационному обмену с муниципалитетом? Сейчас у них есть их привычный бизнес-процесс, они выдают свои справки в четвертом окошечке, с 9.45 до 11.30 по средам и пятницам (третья среда месяца - профилактика, первая пятница - санитарный день), а тут на тебе: переучиваться, и начинать работать по запросам какого-то из комитетов городской администрации, формировать эти справки в электронном виде, отправлять их куда-то. А ведь ни паспортный стол, ни налоговая, ни ГИБДД администрации города Екатеринбурга не подчиняются. Они все - федеральные органы исполнительной власти, куда там местному самоуправлению! Конечно, какие-то справки нужны и от подчиненных или близких муниципалитету структур - ЕРЦ, управляющей компании или просто соседних комитетов и отделов администрации, но какая с этого радость, если только часть справок удастся получать в электронном виде, а со всеми остальными - непонятно? 
Короче говоря, нереалистичность модифицированного бизнес-процесса чуть менее очевидна, но по прошествии некоторого времени становится тоже понятной. Можно упахаться, перестроить все бизнес-процессы на стороне муниципалитета, начать принимать заявления без приложений... и оказаться не в состоянии собрать необходимую для процессинга этих заявлений информацию от сторонних ведомств. 

IV. ДОЛОЙ СПРАВКИ! 
Итак, мы убедились, что невозможно создать систему муниципальных электронных услуг, так или иначе моделирующую нынешний "бумажный" бизнес-процесс, ключевое место в котором отводится сбору и представлению разного рода справок. Значит ли это, что ничего нельзя сделать? Радикальная идея как раз и состоит в том, что можно - только для этого надо полностью перестроить бизнес-процесс, отказавшись от справок. (То, что у нас получится, тоже будет не очень-то реальным, но, как говаривал Шерлок Холмс, если отброшены все возможности, кроме одной, то она оказывается верной, какой бы маловероятной она ни казалась). 
Ключевая идея базируется на том факте, что основанием для получения услуги является, как правило, информация о самом заявителе, и, как правило, заявитель этой информацией владеет. Проблема только в ее подтверждении. В бумажном бизнес-процессе подтверждение и организуется с помощью справок, но в электронном бизнес-процессе возможны иные подходы. 
Выглядеть все должно так: заявитель заполняет на портале электронных услуг муниципалитета форму заявления, без каких-либо приложений, но максимально подробную. Он сам, своими руками, заносит туда всю ту информацию, которая обычно содержится в справках-приложениях. Нужны сведения о составе семьи? Пусть будут в форме такие поля, и он их заполняет. Сведения о доходах? Пусть заполняет. О квартплате? Пусть заполняет. Человек в 99% случаев сам знает, сколько граждан зарегистрировано у него в квартире, в каком районе он проживает, сколько квадратных метров составляет площадь его квартиры, какая у него зарплата. Если по каким-то причинам не знает - пусть узнает; эту проблему ему предстоит решать за рамками нашей системы электронных муниципальных услуг, это не предмет ведения нашей системы. (Если надо узнать метраж с точностью до десятых: ОК, на сайте ФРС или БТИ, кто там сейчас этим занимается, тоже когда-нибудь появится сервис "Предоставление выписок по учету жилфонда", а пока что можно по старинке туда сходить, и взять справку. Только предоставлять эту справку никуда не нужно! Таким образом, электронный процесс оказывается по крайней мере гарантировано не хуже бумажного).   
Итак, заявитель внёс всю-всю-всю информацию в заявление. Отметил крыжик "Я гарантирую достоверность и полноту предоставленной мной информации". И кнопочку "Отправить". Всё. 
Что теперь делает муниципальный портал? Он не запрашивает никаких справок, он только проверяет предоставленную заявителем информацию. Делается это путем рассылки во все инстанции (по числу справок, которые раньше пришлось бы собрать заявителю) однотипных формализованных запросов с данными, предоставленными заявителем, и предполагающих ответ "да" или "нет". Если в итоге этого процесса все данные подтверждены (на все запросы получен ответ "да") - услуга предоставляется. Если где-то зажегся красный свет - заявитель уведомляется об этом через портал электронных услуг с подробным описанием деталей. Исправляет, повторяет. (Здесь уместно еще раз сказать о том, что никакой особой новизны в этом нет. Так работает, например, бумажный процесс получения загранпаспорта: ты сообщаешь всё о себе, а УФМС проверяет - делает запросы в милицию, в ФСБ, куда-то там ещё. Новым для меня лично является понимание, что схема абсолютно универсальна, и ей можно накрыть всю предметную область предоставления электронных услуг - именно этим пониманием я и пытаюсь тут сбивчиво с вами поделиться). 

Эта базовая схема очень проста, и с первого взгляда может не получиться ухватить все заложенные в ней преимущества, а их, между тем, немало: 
1. Миграция на эту схему может быть постепенной. Она не требует революций, и может быть начата прямо сейчас.
Для каждой услуги составляется реестр ведомств, в которых надо верифицировать предоставленную заявителем информацию - собственно, этот реестр есть уже сейчас, он неявно присутствует в том перечне, который напечатан на листочке А4 и прикноплен к дверям кабинета. Очевидно, что на автоматическую верификацию эти ведомства будут переходить очень постепенно, и не все сразу перейдут. ОК, тем. что уже готов - будем посылать автоматический запрос; тем, кто не очень готов - будем писать по электронной почте. А тем, кто совсем-совсем никак - будем официальное письмо на бумаге слать, или звонить по телефону, например. От заявителя всё это скрыто, он видит только чёрный ящик, в котором постепенно, с разной скоростью, загораются красные и зеленые лампочки. По мере автоматизации разных ведомств (кого-то мэрия сможет принудить, кто-то сам автоматизируется) лампочки будут загораться все быстрее и быстрее, пока, в один прекрасный день, верификация заявлений не станет происходить в режиме онлайн. 

2. Кажется, можно полностью избежать заморочек с персональными данными.
 
Поток информации здесь правильный: человек нам сам сообщает персональные данные о себе (его право), мы же, делая запросы на сверку предоставленной им информации в те или иные ведомства, вообще ничего не разглашаем. Если ответ "да" - так значит, в том ведомстве, у которого мы спрашивали, такие данные уже есть, если ответ "нет" - что ж, это вообще были не персональные данные, а фиг знает что. 

3. В большинстве случаев верификация может проводиться асинхронно. 
В мире, в котором мы живем, очень мало бывает необратимых операций. Собственно, только одна есть - перечисление денег с расчетного счета на расчетный счет. Если муниципальная услуга подразумевает такую операцию (например, выплата каких-нибудь пособий или компенсаций), то, конечно, нельзя к ней приступать, пока полностью не подтверждено наличие оснований для выплаты. Во всех остальных случаях можно работать асинхронно - начинать предоставлять услугу, параллельно занимаясь верификацией. Например, написали люди заявление на постановку в очередь в детский сад. Что должна сделать система? Да просто взять, и тут же их поставить. И паралелльно запустить все проверки. Если какая-то из них не пройдет - ну, вычеркнем из очереди (или уведомим, что вычеркнем, если заявитель не внесет какие-то уточнения), ничего страшного. Практика обязательно покажет, что 95% или 98% подаваемых чере систему заявлений будут содержать в себе верную информацию - люди обычно всё о себе знают, а врать, зная о том, что вся информация будет проверена - нет большого смысла. Такой подход (начать предоставлять услугу, а параллельно проверять наличие оснований) может пригодиться, например, в тех случаях, когда один из некритичных компонентов всей системы полностью отключается - какая-нибудь служба месяцами не подтверждает и не опровергает правильность данных, и, при определенных условиях, может быть принято решение продолжать и без этого подтверждения. Ну а в конце концов всё придет к полному онлайну, и это будет уже неважно. 

4. Всем ведомствам надо договориться только об одном протоколе обмена данными. 
Речь идет по сути о том, чтобы в каждом ведомстве появился маленький сервер, который умеет делать только одну вещь: получать запрос в виде набора полей (гражданин такой-то, данные такие-то) и отвечать "да" или "нет". (Муниципалитет - не исключение. Предоставление какой-нибудь услуги на уровне региона легко может потребовать предоставление какой-нибудь справки из мэрии, то есть подход-то, конечно, симметрично может быть применен не только к муниципальным электронным услугам, а вообще к любым). Тут всё равно много собак зарыто (в каких ситуациях достаточно просто сказать "да", а когда все-таки нужна ЭЦП; кто определяет формат полей и т.д.), но всё-таки задача становится много проще: речь идет всего об одном универсальном протоколе и одном типе запросов для всей задаче межведомственного информационного взаимодействия! Это выглядит подъемно, и решаемо. И, опять же, не требует революций: давайте в каждом ведомстве поднимем такой сервер, но пусть он пока не будет интегрирован с локальной информационной системой этого ведомства; не страшно! Никто же снаружи не знает, что происходит у нас внутри, что мы пока не умеем автоматически парсить и процессить запросы, а разбираем их руками и ответы "да" или "нет" формируем тоже руками; постепенно будем учиться всё большую долю запросов обрабатывать автоматически, и через некоторое время всё заработает онлайн, просто потому, что нам станет лениво заниматься ручной обработкой. 

5. Систему можно сделать нечувствительной к небольшим ошибкам. 
Я весь прошлый год проработал в одной фирме, и получал 1488 рублей в месяц, и честно написал об этом в моем заявлении, забыв, однако, указать, что в феврале написал статью в журнал, и получил гонорар в размере 666 рублей. Сейчас я подал заявление на субсидию по оплате услуг ЖКХ, потому что мои счета за квартиру - 6600 рублей за год! - гораздо больше, чем 22% моего совокупного дохода. Мои данные неверны: согласно заявления, мой годовой доход составил 17856 рублей, а в справке из налоговой было бы указано 18522 рубля. Конечно, и в этом случае я все равно сохраняю право на субсидию, но если система на основании моего заявления спросит в налоговой: "Верно ли, что доход Иванова А.У.-О. составил 17856 рублей", то она получит отрицательный ответ (я уж не говорю о копейках и ошибках округления!) - и загорится красный свет. Однако понятно, что очень легко сделать нашу воображаемую систему электронных муниципальных услуг нечувствительной к такого рода ошибкам, и, в этом смысле, гораздо более комфортной для заявителя. Системе достаточно всего лишь научиться спрашивать: "Верно ли, что доход Иванова А.У.-О. не превысил 30000 рублей?" - и положительного ответа на этот вопрос будет вполне достаточно, чтобы принять положительное решение. Или, например, работать с какой-то погрешность: "Верно ли, что площадь квартиры составляет 27.6 плюс-минус 0.5 квадратных метра?" - пример, когда это могло бы пригодиться, тоже нетрудно придумать.   

6. Придумайте сами. 
Чем больше думаю, тем больше нахожу преимуществ у предложенного подхода, но не хочу лишать вас интеллектуального удовольствия от их придумывания. Скажу только: они есть (как есть и недостатки)! Придумайте сами еще преимущества "электронных услуг без справок", и расскажите мне о них! 

Пожалуйста, критикуйте, дополняйте, уточняйте. Объясните, почему это тоже все совершенно нереально. А я с нетерпением дождусь начала рабочего года, и пойду про это всё в мэрию разговаривать.   

P.S. Все вышеизложенное относится к одному типу муниципальных электронных услуг: когда гражданину, заявителю, что-то надо от муниципалитета. Есть еще второй тип услуг - когда конкретному гражданину ничего не надо, когда услуга предоставляется неопределенному кругу лиц. Здесь моя позиция остается неизменной, и она все шире подтверждается, кстати, мировой практикой: муниципалитет вообще не должен оказывать услуги такого рода, это всё может и должен делать бизнес. Задача муниципалитета - вывалить наружу свои информационные ресурсы - будь-то данные о движении транспорта или расписание приема в поликлиниках - в открытом, хорошо задокументированном формате. А на базе этих информационных ресурсов бизнес создаст нужные и полезные сервисы для конечного пользователя, и все будут счастливы. 
 
В завершении этого поста хочу сказать спасибо двум упомянутым в самом начале умным людям, которые помогли мне навести в голове порядок: это Марина Андрусь, председатель комитета стратегического планирования администрации Екатеринбурга, и Олег Кац - ведущий программист "СКБ Контур", и просто очень хороший и умный человек. Марина Олеговна не пожалела времени, пришла на августовскую встречу волонтеров по обсуждению проекта, и очень подробно рассказала об ограничениях реального мира, а с Олегом мы просто вдвоем сели, всё это обсудили, и всё стало ясно. Спасибо!  

Comments

Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
Это на самом деле очень круто, но чтобы провести такие преобразования... Эээ, батенька, да как же эту махину с места сдвинуть-то? Тут поистине нужна нечеловеческая политическая воля и массовые расстрелы, разумеется. Без этого, пожалуй никак. (шутка)
Небезынтересно и до определённой, то есть “не российской”, степени — жизненно.

Как возможное улучшение — форма выдаваемая человеку должна быть уже максимально заполнена именно в граничном виде:

возраст до 50 лет
судимостей нет
доход до 25000 рублей

Так несколько “зайцев” убиваются:

Будет меньше пустых прогонов заведомо непроходимого “заявления”
Сам требующий услуг гражданин — будет лучше знать, что от него хотят глаза государства и самостоятельно, никого не тревожа, приводить собственное положение в порядок ещё до озадачивания “органа”. Скрывать лишний дохдод, оформлять фиктивный брак и т. д.. Заранее, а не за год “перестрелки” и притирки пересылаемых туда-сюда ответов (прим.: подобная притирка "коррупционная среда")

Всю пачку заявлений за день можно будет сразу делить на те или иные подпачки: “заведомо пройдёт, подмахнуть неглядя”, “сомнительно” — и: органу отвечающему на вопросы “да-нет” снизить на себя нагрузку (хотя заявлений и больше — работать надо меньше); органу задающему вопросы — заведомо знать сколько действий потребуется от него после прихода ответов.
Мне кажется очевидным, что как раз вот эти услуги по автоматизации даст бизнес. То есть государство даст пустые бланки, и на том спасибо. А бизнес сделает, например, сервис хранения моих персданных, "онлайн-паспорт", где я смогу хранить и актуализировать все кусочки данных о себе, и откуда оно автоматом будет подтягиваться во все заявления. Или, например, консалтинговый скоринговый софт, который будет автоматически определять, квалифицируюсь ли я на те или иные услуги, или советовать подавать те или иные заявления. И т.п.
К ограничениям реального мира относится еще и пользователь. Обычно продвинутому юзеру от муниципалитета никаких льгот не положено.
У нас в Оренбурге установили в поликлиниках терминалы для записи к врачам. Бабульки не осилили - им легче либо по-прежнему стоять в очереди в регистратуру, либо тащить с собой внучков. Конечно, со временем устаканится, но...
Во-вторых, надо начать с малого - выложить в интернет листочки А-4 с перечнями, которые висят на дверях и стендах и режимы работы кабинетов по выдаче справок.
В-третьих, интернет-сообществам в городах неплохо бы создать и раскрутить форумы или иные площадки под условным названием "государственные и муниципальные услуги для чайников".

(Anonymous)


да, очень важно именно начать с малого - выложить листочки с перечнями, висящие на дверях, в интернет - и обязать их обновлять

может обязать написать более подробно, где какой документ получить - поможет избежать лишних вопросов

форму для заявления выложить - чтобы было заранее ясно какая информация требуется для ее заполнения

(Anonymous)

С 01.07.2011 года вступают в силу п. 2 и п. 3 статьи 7 Федерального закона № 210-ФЗ от 27.07.2010 г., которые запрещают органам, предоставляющим государственные и муниципальные услуги, использовать заявителя в качестве курьера по сбору справок и согласований. Это может послужить дополнительным стимулом для организации информационного взаимодействия c ведомствами, т.к. как хотя бы в бумажном виде такой обмен должен будет возникнуть.
"... и через некоторое время всё заработает онлайн, просто потому, что нам станет лениво заниматься ручной обработкой."
Совершенно верно!
Это я имею в виду, и очень на это надеюсь. Другое дело, что практическая реализация положений этого ФЗ явно видится его авторам в вице сценария, описанного в моем посте под рубрикой III, а не IV
Хорошая идея. Напомнила процесс аттестации (привязки аккаунта к реальной личности) в системе электронных платежей Webmoney. Там также - вначале заполняешь сам данные о себе, затем по твоим документам, возле каждого заполненного поля ставят галочки "проверено".
+1, ещё там же есть "открыть поля для общего доступа" и вроде даже для конкретных юзеров можно. Теоретически это может вылиться в например предзаполненные справки о членах семьи, жильцах и т.д.
Отличная модель, а самое главное - более менее универсальный протитип такого "сервера в каждую службу" (систему, позволяющую через некоторый API получать запросы, в т.ч. с нечеткими параметрами, через API же на них давать ответы и имеющую несложный интерфейс ручной обработки запросов) можно накидать за недельку по вечерам.

Вопросов только три.

1) Договориться о стандартах (условно легко решается, если в наличии есть такой прототип, можно размахивать и громко кричать "уже все сделано, давайте попробуем внедрять");
2) Система предполагает, что пользователь должен заполнять много полей. Это усложняет работу с системой и снижает процент успешных сабмитов в разы. Как человек, который немного имеет отношение к формочкам в интернетах - я гарантирую это. :)
3) Надо ли (и можно ли) на этом абстрактном портале муниципальных услуг собирать и хранить персональные данные (например, для того чтобы упрощать форму). По желанию пользователя, например.
Да, все правильно.
Мне кажется, что автоматизация заполнения формочек и хранения данных - это должен быть адд-он, который успешно реализует уже бизнес. Муниципалитет дает минимальную услугу - пустые формы - а дальше появляется разработчик, которые дает возможность за маленькую денежку или бесплатно хранить данные, автоматически подставлять их в формы и т.д.
Как человек, знакомый с "лобовым" подходом скажу, что идея неплохая, многое логично.
Вопрос остается о ситуации, когда запрашиваемое по поводу верификации ведомство не может/не хочет такую верификацию выполнить - данные, например, были но утрачены и ведомство не желает показывать свою некомпетентность - вместо да или нет отвечает "требует уточнения" или еще что-то подобное - не желает говорить "да/нет".
Можно решить установкой предельного времени на ответ ведомства - только в "советской идеологеме" после просрочки ведомством ответа данные пользователя будут считаться неверными, в том, что у налоговой (скажем) нет данных о моей зарплате виноват я - я не предоставил эти данные туда (такой абстрактный пример и некорректный - но все же).
Вот если после просрочки ведомства считать данные верными - тогда будет работать, скорее всего.
Если проверка просрочена -- это "ошибка работы сервиса". И контролировать/исправлять их должен поставщик этого сервиса.

Естественно выделить те случаи, когда заявка целиком считается верной, пока не доказано обратное (такой пример есть в статье).
Идея гут, после вчитаюсь еще раз.
Заметил ошибку: речь идет всего об одном универсальном протоколе и одном типе запросов для всей задаче межведомственного информационного взаимодействия!

"Заметил ошибку: речь идет всего об одном универсальном протоколе и одном типе запросов для всей задаче межведомственного информационного взаимодействия!"

А почему Вы думаете, что это - ошибка? В том-то и революционность - один универсальный протокол и один тип запросов.

Идея отличная, пожалуй лучшая из возможной

Только для этого надо будет "пробить голову" куче ведомств обязав их обрабатывать новые "неожиданные" запросы. Тут скорее всего какие-то даже законы принять может понадобиться.

И еще остается вопрос - как защититься от подачи заявления подставным лицом, которому выдадут ответ "доход больше 25тр или меньше"?

Re: Идея отличная, пожалуй лучшая из возможной

Отчасти (но не полностью) можно решить требованием (к пользователю) предоставить "более личные" (например, паспортные) данные.
Идея интересная, и если вам хоть что-то удастся сдвинуть с мертвой точки - это будет большой успех.

Но еще надо подумать и об офф-лайновых людях, неких условных "бабушках", которые интернетом не пользуются. Причем именно это может быть первым шагом в реализации вашей системы. То есть приходить эта бабушка в мэрию, заполняет там бумажную форму - аналог электронной, а дальше администрация сама проверяет правильность данных. Если система заработает в таком виде - прикрутить к ней электронный интерфейс будет делом техники.

Ну и еще. Банки, выдающие кредиты. Они как-то проверяют данные заявителей? Если да - то попросите их поделиться опытом.
Для условной бабушки можно предусмотреть как информационный киоск в мэрии, так и какой-то платный или социальный сервис по переводу заявления в электронный вид, да.
И уж бабушки-то будут очень рады, что не надо будет бегать собирать справки, да.
Еще год-два назад устами президента Медведева озвучивалась главная мысль этого поста: государственные (и муниципальные) органы должны переходить к такому техпроцессу, когда вместо требования справок они самостоятельно получают информацию из соответствующих органов по межведомственым каналам.

Так что твои рассуждения вполне в духе федерального тренда, который, правда, кажется заглох :)
Да, только два "но":
1) президент Медведев имел в виду (и это потом было даже воплощено в некоторых нормативных документах) как раз то, что надо создать за мегабабки какую-то очень крутую межведомственную сеть, по которой они будут друг другу фигачить справки;
2) если что-то сказал президент Медведев, то это - одна из лучших гарантий того, что это не произойдет :)
"давайте в каждом ведомстве поднимем такой сервер, но пусть он пока не будет интегрирован с локальной информационной системой этого ведомства; не страшно! Никто же снаружи не знает, что происходит у нас внутри, что мы пока не умеем автоматически парсить и процессить запросы, а разбираем их руками и ответы "да" или "нет" формируем тоже руками; постепенно будем учиться всё большую долю запросов обрабатывать автоматически, и через некоторое время всё заработает онлайн, просто потому, что нам станет лениво заниматься ручной обработкой."

Чувствуется подход айтишника. :-)
Да, это заработает, если на обработку запросов в ведомстве айтишников посадить (тех же самых, что сервер поднимать будут). Им действительно "станет лениво заниматься ручной обработкой" и они всё автоматизируют. А вот с сидящими на проверке данных тётками (насколько я понимаю, теми же самыми, что сейчас на выдаче справок сидят) такой номер не пройдёт. Им вся эта автоматизация как минимум на подсознательном уровне наступает на ЧСВ и инстинкт самосохранения разом. Они гораздо охотнее будут заниматься бессмысленным, но не напрягающим мозги ручным трудом, имея при этом возможность жаловаться окружающим на жизнь и "тяжёлую работу", чем позволят заменить себя машиной.

Большое сопротивление в этом направлении я предчувствую.
При развитии подхода не будет смысла в тетках: нафиг они сдались если можно выпилить базу данных по профилю ведомства, которая будет отвечать на запросы полностью автоматически. Причем при возникновении большого количества таких запросов индуцирует ее создание в профильных ведомствах.

Re: Вы просили критики? :)

Бюрократия - это как трение в двигателе внутреннего сгорания :) В приведенном вами примере это трение не позволит развить опасную скорость при пересечении пешеходного перехода, но в целом делает государственный аппарат и экономику крайне неэффективными :)
По поводу персональных данных: действительно, такая схема буде вполне работоспособной с т.зр. 152-ФЗ "О персональных данных", не беря разве что в расчет требование нынешней редакции получать письменное согласие с субъекта. Юристы, к счастью, придумывают способы обойти это требование, например, разместить тут же на сайте договор оферты.

От Администрации, кроме всего прочего, потребуется еще шифровать передаваемые в ведомства персональные данные, что не должно опять же составить проблемы: подобный обмен уже осуществляется с местными банками - используются как ЭЦП, так сертифицированные ФСТЭК средства защиты информации.
Администрация-то получит письменное согласие субъекта, нет вопросов. Главное, что письменное согласие субъекта не придется получать всем ведомствам!
Идея хороша, но что в ней нового? Только то, что она предполагается к применению в государственных учреждениях?
Я работал с несколькими системами документооборота, особенно хорошо знаю DIREСTUM, там процесс организован схожим образом(например, можно посылать документ последовательно или параллельно нескольким лицам для работы).

Единственное нововведение, которое с одной стороны великолепно, но с другой стороны так же порождает ряд вопросов - это последующая обработка заявки. Кто будет обрабатывать документ? кто будет разбивать его на отдельные информационные блоки, требующие подтверждения?(я понимаю, что их счетное количество и все можно прописать, но тут возникнет вопрос в масштабируемости)

В любом случае, если идея будет реализована, это будет еще один шаг к уменьшению беготни по различным инстанциям. А это не может не радовать!
"кто будет разбивать его на отдельные информационные блоки, требующие подтверждения?"

А зачем дополнительно разбивать документ на блоки? Это ведь в форме эти данные могут выглядеть как представленные одной кучей, а на уровне обработчика форма уже может быть разбита на отдельные блоки и на обработку поступать в виде набора готовых запросов к инстанциям, привязанных к заявке.
Ну и да - есть подозрение, что у подавляющего большинства государственных и муниципальных органов есть базы данных, поэтому с технической точки проблема сводится к транспортной инфраструктуре по доставке пакетов с запросами и ответами, и обработчиками запросов, прикрученных к БД соответствующих ведомств, плюс канал для разруливания нештатных ситуаций, когда вруг по фамилии ничего не нашлось, потому что кто-то ее с буквой "ё" написал :)

И такой подход вполне инкрементален, количество необходимых справок будет сокращаться по мере того, как все большее количество ведомств будут обрабатывать запросы автоматически.

И, кстати, с точки зрения персональных данных нет разницы, будет ли они передаваться в запросе как предоставленные получателем услуги для проверки, или в ответе. Они же все равно будут персональными данными :)
"И, кстати, с точки зрения персональных данных нет разницы, будет ли они передаваться в запросе как предоставленные получателем услуги для проверки, или в ответе. Они же все равно будут персональными данными"

Разница есть, дело ведь не в самом факте манипуляций с персональными данными, а в направлении передачи этих данных и санкции гражданина, о котором эти данные на эту передачу.

В случае, когда, например, паспортный стол передаёт, например, мэрии данные о прописке гражданина в виде ответа на вопрос: "Где проживает Имярек Батькович Такойтов?" или "Кто проживает по адресу такому-то?" сведения о гражданине передаются от ведомства, у которых сведения есть, ведомству, у которого сведений нет, и наличие санкции гражданина на эту передачу совершенно неочевидно. Такой запрос может быть использован для получения левым лицом персональных данных о человеке через злоупотребление служебным положением.

А вот если запрос идёт в виде "Правда ли, что Имярек Батькович Такойтов проживает по такому-то адресу?", во-первых, нет передачи сведений от ведомства, у которых сведения есть, ведомству, у которого сведений нет, во-вторых, наличие этих сведений у запрашивающей стороны с высокой долей вероятности означает, что запрос инициирован именно гражданином, а значит санкционирован им, и в-третьих, совершенно бессмысленно при такой схеме пытаться через такой запрос узнать сведения о человеке, злоупотребив служебным положением - ведь для того, чтобы подтвердить сведения, их нужно получить из какого-то другого источника.
Кавалерийский наскок сменился на проработку деталей :) Это хорошо.

Первые посты на эту тему у меня вызывали только улыбку т.к. было явно что не так все просто как хотелось бы.

Тебе ведь и без меня известно что с 1.01.2012 подтверждением данных из других структур должны будут заниматься сами ведомства. Теоретически в некотором роде близкая модель должна быть реализована. Хотя пока детали не понятны. Боюсь что может просто случиться коллапс.
Да, конечно.
Но, как уже я тут писал, насколько я вижу логику законодателя, там мы все-таки имеем дело и идеей некоего "универсального межведомственного файлообменника". Типа Ростелеком на базе какого-нибудь ФИЦа должен сделать что-то такое, чтобы все ведомства смогли друг другу передавать документы.

Это - утопия + распил + как ты правильно прогнозируешь - коллапс.
Объясни на конкретных примерах:
1. Для получения свидетельства о рождении нужно преоставить (в одном из вариантов): справку о рождении из роддома, паспорт одного из родителей с местной пропиской, свидетельство о браке, заявление.
2. Для постановки на очередь в детсад нужно предоставить (в самом простом случае) - свидетельство о рождении, паспорт одного из родителей с местной пропиской, заявление.
В обоих слуачях, кстати, ответ дается в течении пары часов.

Как ты видишь "электронный" варинат этих процессов?
Ну, я например представляю процесс для детсада так: вы заполняете форму на сайте, указывая данные свидетельства о рождении ребенка и паспорта, подписываете его своей ЭЦП и оно попадает в муниципалитет. После этого муниципальная система отправляет запросы к БД УВД и ЗАГС (прикладывая к обоим копию подписанного вашей ЭЦП заявлени в установленном формате - подпись и дата проверяются, чтобы исключить запросы от чиновников "для личных нужд"). Получает по запросу необходимые данные и ставит вас в очередь, уведомляя письмом или смс. Если что-то пошло не так - тоже уведомляет письмом или смс. Ну или не сразу ставит в очередь, а создает заявку со всеми необходимыми данными, которую на своем рабочем месте видит чиновник, который принимает решение. И вы получаете уведомление о его решении, подписанное его, чиновника, ЭЦП :)
самое сложное - мотивировать людей на изменение привычных процессов. притом, вероятно, не только формальных - типа приема справок, но и всяких неформальных, типа "услуги ускорения рассмотрения", за которую они обычно получали подарки.

на такую реформу понадобятся очень широкие полномочия, вплоть до увольнения сотрудников администрации и т.д. это понадобятся либо координированные действия сити-менеджера и гордумы, либо назначение некоего специалисты по реинжинирингу с такими полномочиями.
Да, понятно (увы), что только инициативой снизу это не делается.
Такая система в идеале должна обладать в том числе такими вот характеристиками:

1. Быть заметно лучше, чем то, что сейчас и чтобы был clear vision про цели и чтобы эти цели были вменяемыми, достижимыми и достаточно большими, но конкретными. Если хоть чего-то из этого не будет - "это" будет заменено "коррупцией" и воровством. Свято место пусто не бывает.

2. Чтобы чиновники, которые сейчас сидят и пишут справки:

2.1 Не были уволены в короткой перспективе

Напрасны надежды, что можно высвободить кучу людей - это приведет, как ты точно знаешь, к социальному кризису и безработице. А если они например еще и набрали кучу кредитов на жилье, то еще и к общему credit crunch ;)) (шучу). Есть миллион работников РЖД, миллион в милиции, миллион в армии, миллион частных охранников и вахтеров и так далее. Их никуда не деть не смотря на их реальную ненужность. С теми, кто пишет бумажки во всяких там паспортных столах - та же история. Надо учитывать социальный момент. Если его не учитывать, его обязательно учтут принимающие решение уровнем повыше и ёк!

2.2 Не были сильно против того, что их "коррупция" станет невозможной

Сегодня они этим живут! На самом деле, это продолжение предыдущего пункта. Что им делать?

Вот как-то так.

+100

Замените здесь (в конце) олигархов на чиновников. Собственно, об этот фактор разбиваются все реформы во все времена...
Про единый формат - сразу подумалось "1С - Государство". Шутка конечно, но в каждой шутке..

А вообще идея хорошая. Главное, чтобы он на упёрлась в кадры.
По-моему, проблема совсем в другом: приходит чиновник на работу и видит толпу пожилых людей в очереди и ему по-барабану.

А когда до чиновника дойдёт, что его работа состоит в том, чтобы очередей не было, то он сам найдёт где и как ему данные брать.
Думаю что это работа скорее некоторой проектной группы, которая оптимизирует услуги и затраты ведомств, эдакий отдел развития - пришел, увидел, победил, зарегламентировал, свалил. Но нужно полномочия с самого верху, чтобы иметь возможность серьезно менять процессы, под это подписывать нужные законы и регламенты и т.п.
Я вот что подумал.

"Поток информации здесь правильный: человек нам сам сообщает персональные данные о себе (его право), мы же, делая запросы на сверку предоставленной им информации в те или иные ведомства, вообще ничего не разглашаем. Если ответ "да" - так значит, в том ведомстве, у которого мы спрашивали, такие данные уже есть, если ответ "нет" - что ж, это вообще были не персональные данные, а фиг знает что", — Л.В..

Мне кажется здесь надо спрашивать заявителя на согласие о передаче ПД в органы для проверки. С юридической точки зрения этот момент может быть стоит ещё обсудить.

Хотя и предложенный вариант выглядит просто.
Да, но только один раз. Т.е. надо подтвердить у субъекта, что он не возражает против дальнейшей обработки данных муниципалитетом. Это легко.
Есть еще очень важный принцип "неухудшения". Автоматизация не обязана улучшать сразу все аспекты, это, обычно, и не возможно. Достаточно, если она что-то улучшает, а что-то не ухудшает. С точки зрения мотивации чиновника предлагаемая схема ничего не улучшает, это правда - но и не ухудшает. Ее как не было, так и нет. Возможно все-таки, ее следует создавать иными средствами, вне рамок системы.

Почти банальности

В целом идея супер! Во многом западный мир так и работает.
Учтите, что услышите кучу критики в духе "нашему человеку доверять нельзя" - не обращайте особого внимания.

1. Как-то (т.е. с юристом) надо предусмотреть ответственность за предоставлением "заведомо неверных данных" (например, подписываться чужой фамилией) и предупреждать об этом на сервисе. В России тут могут быть проблемы в законах. Может на муниципальном уровне можно что-то подправить?

2. Выше в комментариях вылезает необходимость в ограничении по количеству запросов - система должна отслеживать, если например будет послано несколько запросов "не проживает ли Пупкин Василий Петрович 1985г.р. по адресу Восточная, 10, кв.5", "..то же самое.. кв.6" и т.д. И если такие запросы поступают (скажем, больше трех), тихо стучать об этом, куда следует ;)

3. Неочевидное дополнение - должно быть ограничение скорости не только сверху, ни и снизу. Онлайн - это хорошо, но всё равно надо предусмотреть сразу возможность включение такой опции, что "постановка в очередь производится по истечении суток", например. Не только на случай необходимости ручной проверки, но и во избежание коллапса из-за опасного разгона.

4. Мелкое и почти очевидное. Но почему-то часто забывают. Предусмотреть поле для обязательного контакта с живой связью (телефон, например; для других контактов типа e-mail, ICQ можно предусмотреть автоматическую проверку "живости" контакта). Чтобы в случае проблем чиновник мог позвонить и разрулить нештатную ситуацию. Ну, и во всей системе предусмотреть такого чиновника (в разумных размерах)).

Re: Почти банальности

Ну да, честно скажу, эти пункты все достаточно очевидны и подразумеваются сами собой :)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
ЛВ10

May 2015

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com