?

Log in

No account? Create an account
ЛВ10

Изменения в бюджете: погружаюсь. Часть 1.

Готов рассказать больше о грядущих изменениях в бюджете. Мне кажется, это должно быть действительно интересно для многих горожан, и я не зря потратил кучу времени на чтение совершенно бесконечных бумажек. Я бы попросил тех, кто меня поддерживает, попиарить этот мой труд: хочется, чтобы люди прочитали. И вообще, картинка секвестра бюджета в одном большом городе, нарисованная с большой наглядностью, должна дать очень хорошее представление о подлинной глубине финансового кризиса в стране. Пока в телевизоре рисуется одна, виртуальная картина событий, городу надо выживать в реальной жизни, и действия, предпринимаемые городской администрацией, кажутся мне вполне адекватными этим реалиям - но как же они расходятся с кремлевским оптимизмом о том, что "кризис нас коснулся не так глубоко", "усилим и углубим", "не допустим снижения и падения" и так далее!

Вводные замечания.
1. Читать бюджет трудно, и, конечно, в моих дальнейших рассуждениях могут быть ошибки; я не финансист. Надеюсь, ошибки эти  - незначительные; мне кажется, что по существу-то я вполне разобрался. Иногда трудно читать и по той причине, что расшифровка отдельных строк весьма недостаточна.
2. Я отдельно рассказываю о доходах, и отдельно - о расходах. Структура бюджета такова, что в нем могут соседствовать строки ценой в миллиарды и в тысячи рублей. Поэтому, я отдельно рассматриваю главные бюджетообразующие статьи (больше 1% бюджета, т.е. 200 миллионов рублей), которые действительно влияют на количество денег в городской казне и способность города сводить концы с концами, и отдельно (и весьма бегло) рассматриваю многочисленные статьи с суммами меньше 200 миллионов, выделяя в них только самое забавное, заметное, необычное.
3. Естественно, я говорю только о проекте изменений, внесенном городской администрацией. Я не знаю, как изменится бюджет в ходе работы комиссий на этой неделе, и какие поправки будут внесены Думой на следующей неделе. Осмелюсь предположить, что изменения будут крайне незначительными.
4. Чтобы мой рассказ можно было читать, я округляю цифры. Однако, нигде я не допускаю погрешности больше, чем 1%. Например, сумму в 19884455 рубля я обзываю "20 миллиардов", и, мне кажется, это важно для того, чтобы получить качественное восприятие происходящих процессов.
5. Я использую настоящее время для цифр из утвержденного бюджета ("расходы по такой-то статье составляют 500 миллионов" - это значит, что в действующей редакции бюджета заложены такие расходы), и будущее время для цифр из предложенного Думе проекта измененного бюджета.
6. Очень интересно было бы все это сравнить с ситуацией в других городах! 
 
Доходы Екатеринбурга.
Общее. В бюджете Екатеринбурга есть только две больших группы доходов, на все остальное не стоит обращать внимание.
Ровно 20 миллиардов рублей - это налоговые и неналоговые доходы городского бюджета. Чуть больше 5 миллиардов - безвозмездные поступления в виде субсидий и субвенций из вышестоящих бюджетов. Итого - 25 миллиардов. Очень важно сразу понимать, что субсидии и субвенции идут исключительно целевым финансированием по конкретным программам (например: "Содействие развитию ЖКХ" или проект комплексной застройки района "Академический"), и проходят через городской бюджет транзитом. Сколько пришло - столько и ушло, и, фактически, на бюджет они никак не влияют. Город никак не в состоянии регулировать эти финансовые потоки, так что в статистическом плане они только создают "белый шум", который мешает восстановить истинную картину. Дальше я буду привязываться к числу 20 миллиардов рублей как к истинному объему городского бюджета. Из этих денег, 11 миллиардов (55%) приходится на НДФЛ, который зачисляется в городской бюджет по нормативу 30%. Другими словами, планировалось, что в 2009 году горожане суммарно получат 282 миллиарда рублей зарплаты, и в итоге 282*0.13*0.3=11 миллиардов рублей попадут в городской бюджет. Теперь предполагается получить только 8 миллиардов НДФЛ вместо 11, другими словами, совокупно екатеринбуржцы заработают за 2009 год не 282 миллиарда, а 205 миллиардов рублей. Неслабая разница! В пояснительной записке стыдливо сказано: "Уменьшение налоговой базы по НДФЛ в связи с введением некоторыми организациями режима работы с неполным рабочим днем или сокращенной рабочей неделей". Ага, "некоторыми" предприятиями, "неполной" недели. Если бы аж 20% предприятий сократили бы рабочий день аж на 40%, то это привело бы к сокращению налоговой базы на "целых" 8%. А в нашем случае - почти 30%. Это и есть масштаб катастрофы.
Помимо налога на доходы физических лиц, существенный вклад в формирование городского бюджета вносят еще ЕНВД (тут планируется по прежнему собрать 1 миллиард, и даже увеличили прогноз на 10% из-за введения нового коэффициента-дефлятора), земельный налог (около 2 миллиардов, без существенных изменений), и доходы от использования городского имущества (чуть меньше 4 миллиардов). Здесь две составляющих - плата за аренду земли (осталось 1.7 млрд)., и плата за аренду муниципальных помещений (сейчас: 1.85 млрд., будет 1.56 млрд., снижение примерно на 17%). Итого, еще где-то 300 миллионов потерь, и, мне кажется, оценка слишком оптимистична: конечно, от муниципальной аренды просто так не отказываются, но когда организации будут прекращать свою деятельность, поступления муниципалитета и по этой статье доходов существенно снизятся.
Частности. На прежнем уровне - ожидания по доходам от оказания платных услуг и от продажи матеиальных и нематериальных активов (суммарно - еще миллиард). Почти на 15% меньше будет штрафов - 480 миллионов вместо 550 - из-за сокращения объемов строительства гораздо меньше будут поступления от компенсаций за вынужденный снос зеленых насаждений.
Безвозмездные поступления в бюджет вырастут с 5.2 до 7.0 миллиардов рублей, это пришли два миллиарда целевых денег, в основном на район "Академический" (зато кое-какие другие деньги по мелочи сокращены). Это позволяет делать хорошую мину при плохой игре, но, на самом деле, как уже отмечалось выше, не имеет никакого отношения к реальному положению дел с городскими финансами.
Выводы. В городском бюджете образовалась дыра размером 3.5 миллиарда рублей, главным образом - за счет резкого ухудшения материального положения горожан, и, возможно, за счет ухода части зарплат "в тень". Объем дыры - примерно 18% бюджета, и, таким образом, секвестр расходов на 10% будет вряд ли вполне достаточной мерой. Кроме того, как мне кажется, оценка размеров этой дыры слишком оптимистична - падение доходов от аренды (второй по важности доходной статьи городского бюджета после НДФЛ) спрогнозировано всего на 6%, что вряд ли сбудется на практике. Вместе с тем, в прессу будет транслироваться, конечно, информация о том, что доходная часть бюджета снизилась "всего" на 7% (было 25.1 млрд, стало 23.4 млрд), хотя истинное снижение имеет вид "было 20 млрд, стало 16.5 млрд".
 
Во второй публикации - про расходы.

Comments

Поделил на калькуляторе 205 млрд на 1.3 млн. Получается 160 тыс. В общем-то неплохая средняя зарплата в Екатеринбурге...
Аааа, забыл на 12 поделить :)
1,3 - это население в общем. нужно, наверное, на количество работающих делить. а так у вас подушевой доход получился.
Если только работающих, то ещё больше цифра получалась. Не смог.
Мне тут подсказали, что примерно тысяч 500 работающих. Тогда посредством простых расчетов получается цифра 34 167 руб. Похоже на правду.
Всё-таки я считаю, что надо дополнительно делить на 12.
205 млрд/500 тыс./12 = 34 167 (руб.)
А раньше планировалось, что средняя зарплата будет в 2009 г. 47000 руб.? И это при том, что в 2008 г. было всего 22 627?
Чего-то не то...
Во-первых, цифра в 500 тысяч работающих мне кажется очень низкой. Во-вторых, не будем забывать, что НДФЛ платят не только с зарплаты, но и с дивидендов и всего такого прочего. ИП Ковпак, допустим, тоже платит.
А откуда получилась цифра по сокращению НДФЛ на 30? Как она рассчитывалась?
Есть данные, как изменилась собираемость налогов в первом квартале (план к факту)?
Могу только предполагать.
Поступления НДФЛ за первый квартал составили примерно 15% от плановых годовых. Я не знаю, какая планировалась разбивка по кварталам, но вполне логично предположить, что что-то типа 20-24-26-28 (в процентах от года), тогда 15% вместо 22% как раз и дают примерную недостачу в 30%.
Можно сравнить с фактическим исполнением за 1 квартал 08 года и взять это за норматив.
Кстати да. Попробую разыскать.
Кто-то читает твои мысли. Сегодня утром в Думе меня ждала аналитическая записка от ИАО ЕГД, в которой были эти данные.
Итак, исполнение бюджета по доходам за первый квартал 2009 года - 15.1%, среднее в 2005-2008 годах - 21.5%. Конкретно по НДФЛ исполненеи 14.5%, среднее в 2005-2008 годах 22.2%. По-моему, это просто без комментариев.
Осталось понять, сколько в НДФЛ зарплат, а сколько - доходов предпринимателей (вот магазины Ковпака все на ИП сидят, как мне подсказывают)

Кстати тонкость: сейчас увеличили предел по упрощенке (с 30 до 60 миллионов), в область вроде снизила налог на упрощенной системе налогооблажения. Если ИП станут на УСН переходить - может совсем плохо стать.
Предел только собираются увеличить. В остальном - верно.
Помсотрел новости - ставку сокращают с 2010 года. так что пока отбой по этому пункту
Спасибо :)
ПрЭлестно :-)
Рад стараться :)
Получилось со второго раза сюда разместить: http://community.livejournal.com/eburg/792565.html
Спасибо!
ЛВ10

May 2015

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com