?

Log in

No account? Create an account
ЛВ10

И ни фига вы так и не продвинете!

"Ни фига мы не продвинули" - так Президент Медведев метко охарактеризовал состояние дел с внедрением электронных государственных услуг в России.

(Кстати, вместо того, чтобы решать, какого рода у нас кофе, решили бы лучше действительно важный вопрос о том, как правильно: "нифига" или "ни фига", а то в половине изданий так, в половине изданий сяк, а на официальном сайте Президента, которым можно было бы воспользоваться в качестве эталона, стенограммы конкретно этого диалога почему-то нет). Да уж, о чем говорить: мы реально скатываемся к концу первой сотни государств по "е-готовности", а любое взаимодействие с государственным органом - это бумажки, бумажки, бумажки.

Короче говоря, продолжая словами Президента, "это вообще уже такая тема, просто о которой стыдно говорить". Напомню, что громогласные поручения о необходимости скорейшего внедрения "электронного правительства" делались многократно, в последний раз на заседании госсовета в начале февраля 2009 года... и ничего. Сейчас Президент вынужден повторять те же самые слова, по существу он ничего добавить не может. Правительство не выполняет его поручений.

Однако, мы оставим в стороне тему наказания, которому следовало бы подвергнуть саботирующее президентские указания правительство, и поговорим о другом. Собственно говоря, почему почти все проекты электронного правительства проваливаются? И что надо сделать, чтобы что-то начало получаться? Косвенно ответ на этот вопрос дает, опять же, Д.А.Медведев: "...Я думаю, что сегодня уже никому не нужно доказывать, что качество публичных услуг прямо влияет и на состояние демократии в нашей стране, и на вопросы противодействия коррупции". Что правда, то правда. У электронного правительства много плюсов, и один из главных - возможность нанести серьезный удар по коррупции. Ну и получается как в анекдоте: "Вчера давали пьянству бой, и пьянство снова победило". Последний раз процитирую Президента: "Отмечу, что государственные расходы на информатизацию в нашей стране в настоящий момент абсолютно сопоставимы с расходами развитых европейских стран... Например, в той пропорции, которая применима, допустим, к сравнению России и Германии, у нас где-то одинаковые проценты применительно к ВВП, но эффективность использования этих средств весьма и весьма незначительная." Другими словами: воруют-с. Коррупция и не дает победить коррупцию... Весьма логично; так оно, обычно, и бывает - нечему тут удивляться.

Классический пример победы коррупции - это, конечно, Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002-2010)". Хотя 2010-й год еще не наступил, про программу, на которую было потрачено около 50 миллиардов рублей, все предпочитают просто не вспоминать. На сайте Минкомсвязи про нее больше нет упоминаний, хотя глубоко внутри сайта текст программы еще можно найти. Официальный сайт программы (он находился по адресу www.e-rus.ru) перестал действовать. Есть еще другой сайт: www.elrussia.ru - не пожалейте времени, посетите его; реально доставляет! Как я уже несколько раз писал, в рамках этой программы не было сделано ничего (точнее, ничего работающего), хотя все конкурсы были сыграны и все деньги освоены.

Вроде уже один этот пример (хотя он был далеко не единственным) должен был научить правительство, как не надо заниматься государственной информатизацией. А именно, не надо раздавать деньги ведомствам в надежде, что они их эффективно потратят и создадут работающие и полезные решения. Для оказания услуг надо привлекать тех, кто умеет оказывать услуги: частный бизнес. Он (частный бизнес) тогда уж программное обеспечение разработает, и качество обеспечит, и услуги будет предоставлять. Главное - создать прозрачные правила игры. Но нет же: "...из бюджета потребуются деньги для создания программной системы на базе ФСС"заявляет председатель правления ФСС С.Калашников. Речь идет как раз об оказании государственной услуги - системы представления отчетности в ФСС для юридических лиц. Такая система с 2002 города работает в ФНС, с 2005 года - в ПФР, с 2006 года - в Росстате, и везде на одних и тех же принципах: услуги оказывают частные операторы, которые конкурируют между собой, государство не тратит ни копейки на систему. ФСС остается единственным крупным получателем обязательной отчетности юридических лиц, который принимает данные только на бумаге, и вот сейчас, оказывается, он готов перейти на электронный документооборот - только дайте денег из бюджета... Это ничего, что с 2004 года операторы систем электронной отчетности обивают пороги в ФСС, предлагая всё сделать бесплатно, лишь бы только ФСС раскрыл и стандартизовал входные форматы данных для своей информационной системы (как это сделали все остальные упомянутые выше ведомства). Не тут-то было: разработчиком этой системы является московская фирма "НИСТ", которая считает форматы данных своей интеллектуальной собственностью. Именно НИСТ выигрывает все конкурсы на развитие информационной системы ФСС, и если г-н Калашников выбьет бюджетное финансирование на создание системы сдачи отчетности, то легко догадаться, кто станет подрядчиком на разработку системы. Еще бы, ведь заместитель председателя правления ФСС, курирующий информатизацию, С.С.Ковалевский, до прихода в ФСС много лет проработал в НИСТе, который сам же и основал когда-то.

Это, впрочем, всего лишь маленький пример. Смысл моего поста не в наезде на ФСС - таких примеров можно привести десятки и сотни. Смысл немного в другом. Надо менять глобальную логику подходов, менять правила игры - если действительно хочется создать электронное правительство, то, первым делом, надо перестать давать на него деньги. По крайней мере, в той части, которая касается предоставления государственных услуг. Все государственные услуги - на аутсорсинг! В условиях кризиса, в условиях низкого спроса на внешних рынках, сюда сразу прибегут десятки софтверных и сервисных компаний, и автоматизировать процессы предоставления услуг они уже будут не на основании неграмотных ТЗ, написанных государственным заказчиком (зато по ГОСТу), а так, как нужно им самим, что оптимизировать свои затраты - то есть, оптимальным образом. Так произошло с одной конкретной государственной услугой для юридических лиц (сдача отчетности и предоставление информации из госреестров), и так могло бы произойти со всеми остальными государственными услугами для юридических и физических лиц - вплоть до той самой регистрации автотранспорта, в которой пока что мы "ни фига не продвинулись".

Но коррупция слишком соблазнительна. Еще один пример из знакомой мне отрасли: не в рамках программы "Электронная Россия", а в рамках программы информатизации налоговых органов, Федеральная налоговая служба в 2004 году заказала ГНИВЦу (это ведомственный ФГУП-информатизатор) разработку "единого приемного комплекса" для электронной отчетности. За пять лет и несколько госконтрактов приемный комплекс был создан, и даже внедрен. Но юмор в том, что для функционирования системы он не имеет никакого значения и в принципе не нужен: во всех налоговых инспекциях давным-давно стоят и бесплатно поддерживаются приемные комплексы, разработанные операторами услуг электронного документооборота. Внедрены бесплатно и поддерживаются бесплатно - все потому, что без приемного комплекса нельзя, конечно, продавать услугу электронного документоборота конечного пользователя. Конечно, для государства это просто "не порядок": как так, продукт есть (и работает!), а денег не стоит? Некую нецелесообразность расходования значительных средств на такого рода решения подтверждают два простых примера: год назад аналогичный конкурс провел Росстат (но допустил к нему не только своего карманного автоматизатора), и конкурс выиграл наш конкурент, компания "Такском", с заявкой на 3 миллиона рублей (при лимите финансирования в 6 миллионов). Продукт уже готов и сдан, внедрен по всей стране, работает. А прямо в эти дни аналогичный конкурс с тем же лимитом финансирования проводит ПФР - и туда, насколько мне известна, подана, среди прочих, заявка с суммой в 1000 рублей (!). А все дело в том, что эти деньги просто нет необходимости тратить, если автоматизацией занимаются компании, которые заинтересованы в предоставлении услуг конечным пользователям.

Государству же надо направить свои усилия и финансовые возможности в другое русло: на консолидацию информации и повышение качества информационных ресурсов. Не софт писать (или заказывать) - и то, и другое государство делает одинаково плохо, - а сами информационные ресурсы развивать, с которыми этому софту предстоит взаимодействовать. Нынешнее состояние баз данных в целом по стране характеризуется одним великолепным примером, который относится к одному ничем особо не примечательному, случайно выбранному муниципальному образованию (не Екатеринбургу, сразу скажу). В этом муниципальном образовании есть примерно 49000 земельных участков (по данным Роснедвижимости). Или нет, примерно 15000 (по данным Росрегистрации). А еще точнее, 8000: именно столько получилось в налоговом органе после консолидации двух вышеупомянутых баз по единственному ключу - кадастровому номеру. Именно по такому количеству участков был в итоге начислен земельный налог. "Реальные сборы земельного налога в муниципальном образовании составляют 18-20% от налогового потенциала", - сетуют авторы аналитической записки, которая попала в мои руки. Аналогичная ситуация - по налогу на имущество физических лиц (а это - один из главных налогов для муниципалитета): "...автоматизированная выгрузка проходит лишь в 46% случаев".

Вот чем надо заниматься: сажать людей на обработку данных, на перевод архивов в электронный вид, на консолидацию баз данных, на разработку единых форматов импорта-экспорта, на восстановление утерянных связей между информационными ресурсами. Хм, кстати, хороший такой вид общественных работ для людей, владеющих компьютером, и временно оставшихся безработными в кризис... Или летней подработки для школьников и студентов. А уж разработку и предоставление государственных услуг (а любая государственная услуга есть, по сути дела, внешний интерфейс к этим информационным ресурсам: либо загрузка информации в них гражданином или юридическим лицом, либо получение информации из этих баз) надо полностью передать частному бизнесу, российским софтверным и сервисным компаниям. И получится - электронное правительство.

... Между тем, нынешние правила игры прекрасно усвоена многими программистскими фирмами, которые ориентируются не на клиентов, не на реальную бизнес-потребность рынка, а только лишь на государство. В этом ряду очередное противное попрошайничество от "Руссофта" - небольшой ассоциации, которая объявила себя представляющей интересы российской ИТ-отрасли. Основным активом Руссофта является его географическое расположение (ага, Санкт-Петербург), и в этом качестве Руссофт оказывается ведущим участником всех околоинформатизационных тусовок в эшелонах власти - в отличие других, более крупных, но непитерских отраслевых ассоциаций (например, АП КИТ). Все это ерунда полнейшая, конечно: каким образом при повышении ЕСН с 26% до 34% (т.е. фонда оплаты труда с 126% до 134% - на 6 процентов) расходы софтверных компаний вдруг вырастут на 50-80% о которых говорят попрошайки, совершенно непонятно. Просто такая вот психология; привычка. Не об этом надо просить, не о госфинансировании и не о налоговых льготах! Только об одном: дайте работать! Прекратите плодить "государственных информатизаторов", все эти бесконечные "Восходы" и ГНИВЦы, займитесь приведением в порядок своих информационных ресурсов, а всё остальное программисты сделают. Хорошо сделают.

Если же у нас сохранится знак равенства между понятием "разработка и внедрение электронных государственных услуг" и понятием "автоматизация за бюджетные деньги", то так и будет "ни фига не получаться", как уже успешно не получается в течение без малого десяти лет. И наш Президент, при всей искренности его замечательных намерений, так и будет раз в полгода ритуально топать ногами перед телекамерами на несменяемое правительство, вводя в публичный оборот все новые и новые лексические находки. Это тоже интересное шоу, но в этом ли цель? Или, действительно, только в этом? 

Comments

Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
блестяще. разослать во все газеты.
я серьезно :)
спасибо :)
Я еше думал, что Вы, Леонид, обязательно должны будете откомментировать..

По идее достижение уже что говорят об этом (по , сложившейся уже, традиции сейчас все бросятся выслуживаться и вставлять "положенные" слова везде от новостей до стенгазет) :)

Не знаю.. Мне , почемуто, грустно становится: я сначала радовался когда у нас (вроде) на науку и образование обратили внимание.. Сейчас- в унынии. Вижу и процесс(дележки бабла и пиароинтриги) и "результат". Чего стоит только "НАНО.."? :)


А кому это не выгодно: при электронном документообороте и автоматической(теоретически) обработке документов чиновники уже не нужны будут, ну и взятки в "вебмани"-неудобно :). Как показала практика- попытки уменьшения и оптимизации бюрократиии всегда приводили к росту чиновникомест. Парадоксально но ДА!
Вчера одна голова (даже не помню ПУ или МЕ) посредством телевизора делала уже модный втык очередному губернатору на тему зарплат:
Грозно так: "контроль за тем как выдают зарплаты- Ваша прямая обязанность!". (один раз попробовали грозно так и понравилось- теперь делать публичные втыки- модно и принято как в дерестройку "оглашать гласностю")

А по мне дак у губернатора полно других обязанностей а вот выдавать и следить за выдачей зарплаты- должны управляющие, директора, топы, владельцы предприятий.. и если они не выдают то уж прокуратура и суды.. КАЖДЫЙ должен заниматься своим и ничйим другим делом! И каждый должен знать чем ему положено заниматься. И с каждого (и президента в том числе) можно в любой момент за это дело "спросить".

А когда все заняты только двумя конкретными задачами :1) как отцапать чужое 2)как избежать ответcтвенности. так и будет как оно сейчас есть :)
Вот сказали бы: Иванов(юрист) иван иванович отвечает у нас за создание юридической основы защищенного документооборота, Петров(инженер)- техническим планом Сидоров(экономист)- финансово-ресурсной (интеллектуальной) частью.

В четверг после дождика- ко мне на отчет.. Кто не сделает "домашку" без уважительной причины- вон из класса!
Один неизвестный мне сотрудник неизвестного мне налогового органа как то нецензурно материлась как настоящий сапожник, когда рассказывала как они ВРУЧНУЮ до сих пор забивают информацию. Более того, эта информация класса: ".... земельный участок ориентировочно у зеленого забора около 300 м. кв..." для исчисления налогообложения. Я плякаль.
вот-вот :)
> карманные отмывочные конторы

так-то не отмывочные конторы, а наоборот - очерняющие :)
ну, это с какой стороны посмотреть :)
Интересно.
Ага. Я не стал включать в статью, но вспомнил, как я в первый раз деньги зарабатывал, это было примерно в восьмом классе: мама приносила домой базы страховой компании "АСКО" в бумажном виде (т.е. анкеты застрахованных лиц), и мы с ней вместе их вбивали в базу фокспрошную.
Вот этим блин и надо заниматься сейчас безработным, такой будет boost для экономики :)
Замечательный пост!
Но всё ли можно отдать на аутсорс по приведённой схеме? Возможно G2B можно, но G2P как-то неоднозначно. Сможет ли гражданин платить за эти услуги? Где деньги для операторов в таком случае?
так они и хотят отдать на аутсорс, только на "внутренний" - создать за государственные деньги сеть "многофункциональных центров предоставления государственных услуг". центры будут за денежку работать...

сейчас большинство госуслуг платные - взять ту же выдачу загранпаспортов или регистрационные действия в ГИБДД или получение справок. почему бы не переключить часть этих финансовых потоков на аутсорсера?
только седня был в регпалате за справкой и думал об этом. они там сделали электронную очередь, круто конечно, но ведь гораздо удобнее было бы мне заказать ту же справку в интернете, там же её оплатить по карточке, там же распечатать и только потом, если уж приспичит, зайти к ним печать поставить, чтоб все "оффициально", можно было бы простым веб-сервисом сэкономить 10-15 рабочих мест чиновников, которые занимаются исключительно приемом заявлений на выдачу справки.
Сэкомонить 10-15 мест чиновников?? Вы думаете ИМ это надо? :) они жить на что будут если на них экономить :)


Вспомнил кстати.. За Германию не скажу но в Чехии даже скорая помощь (не та которая реанимация а просто скорая помощь)- частная< вернее много частных контор, которые существуют по законам рынка.
Платит им (если застрахованы как ОБЯЗАНЫ) страховая (в нашем случае государство). Только прейскурант регулируется министерством (вопрос нац безопасности).

Вроде любая система (и наша) сводится к такой.. у нас тоже водителю и санитарам надо платить, бензин покупать итд, а мы платим налоги и отчисления в соцстрах. Да вот по прозрачности(как седствие-возможности разворовать) и бюджетным затратам- свсем другое дело.

Там я тоже плачу за страхование (аналог соцстрах, тфомс).. И примерно столькоже.. Но та "платная" медицина по настоящему бесплатна в момент получения помощи.. про качество я молчу.

Кстати страховые- тоже поголовно частные, но с гос-регулированием МАКСИМУМА тарифов.
Я что-то такое же думал, общаясь с некоторыми распильщиками денег. Отлично изложено, услышали бы те, от кого зависит стратегия :-)

Может в блог президенту запостить? :-)
спасибо :)

можно и запостить к слову если будет, думаешь - читает?
к стати, о депутате. как я понимаю, мвд на твой запрос по поводу оружейных магазинов и тп забило болт, ибо прошло уже гораздо больше 30ти дней. чего делать будем?
а че с МВД сделаешь?
ну, можно повторить запрос :)
Здесь со всех сторон тупик.
Во-первых неоднократно упомянутая вами сплошная коррумпированность.
Во-вторых, поколение, которое сегодня у руля, искренне не доверяет электронике, для них это тоже самое, что два столетия назад паровоз для простолюдинов. В России нужно, чтоб пришло к власти поколение, выросшее на ContrStrike.
наоборот, надо внедрять пока они ничего не понимают.
а то будет потом "bomb defused" под проектом электронного правительства и "terrorists - win" ))
Недели две назад обсуждал с Приваловым А. "Журнал Эксперт" озабоченность нашего президента 94 законом:
http://kremlin.ru/appears/2009/08/24/2008_221149.shtml

Вот мнение Эксперта на эту озабоченность:

Дай Бог нашему теляти волка поймати.

Кстати насчет налоговой отчетности. Есть такая конторка "Контур-Экстерн". Это такой хороший пример как частный капитал решает проблему электронного документооборота. Ну и если еще не так давно Медведев сказал очень интересную вещь. Хватит выделять деньги на электронную россию, надо перестать урезать бюджет тем кто не чешется. Как мне кажется это может возиметь действие.
Леонид!
Мы в Пермском крае идем своим путем:
1) Электронная регистратура (k-vrachu.ru)
2) Электронный дневник (web2edu.ru)
3) Электронная очередь в детский сад (завидуй нам, да) (permsad.ru)
От электронного дневника у Дмитрия Анатольевича учетная запись уже есть, другие регионы России к нашей системе подключаются.
4) Интеграция информационной системы электронного документооборота правительства края с информационными системами муниципалитетов и дальше на внешние сайты муниципалитетов (это очень эффективно при работе с обращениями граждан).
А что там у вас?
У вас, блин, есть Олег Анатольевич Чиркунов. А у нас, блин, его нет :(
А что предлагается сделать?
Вот, допустим, различным ведомствам нужен, скажем "инторнетпортал", или государственному вузу нужна "системадистанционногобучения".

Как их получить, не тратя бюджетные деньги?

Хотя, это вопрос чуть шире, чем электронное правительство.
Да нисколько он не шире- все неотделимо одно от другого.. нужно просто "взять курс"

Дело с документооборотом проще: он нужен бизнесу = на нем легко делать деньги (г2б)
С дистанционным образованием сложнее? ань нет! сколько людей захотят ЗА ДЕНЬГИ дистанционно обучаться?
Сколько денег смогут сделать на этом ВУЗЫ? Как вырастет при эртом доступность и гибкость образования??
НЕИМОВЕРНО!

Нужно просто разработать стандарты, критерии, законодательство под эти непростые вещи и ДАТЬ поработать тем кто это умеет и (главное) хочет..

(Anonymous)

Просто отмечусь как злостный мониторщик блога, пожелаю стойкости (есть такое слово?) и "найми телохранителей", Леонид! с ув. Татьяна.
В общем, как я понял из статьи, основное, чем НУЖНО заниматься министерствам/ведомствам - это стандартизировать форматы входящей/исходящей информации, так?
... и еще наполнять свои информационные ресурсы качественной информацией в соответствии с этими форматами. И всё, больше ничего не надо, ага.
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
ЛВ10

May 2015

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com