Леонид Волков (leonwolf) wrote,
Леонид Волков
leonwolf

О вчерашней встрече губернатора с городской Думой

Утром еще раз позвонили - встречу перенесли на час, она началась в итоге в 16.00, и продолжалась около 3 часов.
Проходила она в резиденции губернатора. Лично мне показалось бы более естественным, если бы губернатор приехал в городскую Думу, а не Дума полным составом - к губернатору. Но это, наверное, вкусовщина.

Давайте поговорим о содержании. 
В общем и целом, для трехчасовой встречи, КПД был откровенно низким. Виной тому - структура встречи и ее неподготовленность. Сначала в течение 40 минут губернатор рассказывал о текущем положении дел в Екатеринбурге, как бы демонстрируя свое знание предмета (более 95% из сказанного им было прекрасно известно всем депутатам). Потом начался формат "пресс-конференции" - депутаты по очереди задавали вопросы, как правило по одному вопросу, а губернатор на эти вопросы обстоятельно отвечал, и это продолжалось около двух часов. Поскольку рамки для вопросов были никак не ограничены - а Екатеринбург представляет собой все-таки необъятную тему - то получилось как-то очень фрагментарно. Заданные два десятка вопросов какими-то клочьями покрыли разные аспекты городского хозяйства - от ремонта в конкретном детском лагере, до отношения губернатора к сложившейся партийной политической системе. Другими словами - никакой системности. Депутат Андрей Бура, который задавал вопросы одним из первых, предельно четко это сформулировал, сказав что-то в духе "Я не понимаю, зачем мы здесь собрались, если нет никакой повестки, и непонятно, по каким вопросам надо было подготовиться к разговору и сформулировать конкретные предложения."  Вот и получилось - мало конкретики, случайный подбор вопросов, низкий КПД встречи. При этом - доброжелательный тон, открытость к диалогу, разумные и полные ответы.  

По частностям, хочу обозначить следующие важные моменты.

Мне импонирует позиция губернатора по следующим приницпиальным вопросам: 
1. Большой Екатеринбург. Как я услышал: не форсировать создание единого муниципального образования, мы к этому пока не готовы, это небыстрый процесс. Вместе с тем, объективно агломерация уже сложилась, это данность, которую надо принять - и учитывать при планировании. Почему бы не запустить процедуру согласования между собой генпланов муниципалитетов, входящих в агломерацию в части транспортной инфраструктуры, системы энергоснабжения и теплоснабжения, размещения производств и т.д.? Фактически, это тот план действий, который озвучивал уже ранее Вячеслав Брозовский. Я с этой логикой всецело согласен.
2. Вторая линия метро. Несмотря на активность "метростроевского лобби" (Ю.Дозорец и ряд других депутатов), губернатор очень четко сформулировал, что первую линию надо достраивать любой ценой и как можно скорее, но перед тем, как ввязываться в строительство второй линии, необходимо очень и очень крепко подумать. Например, над вопросом о том, нет ли альтернатив? И если и заниматься второй линией, то исключительно в том случае, когда вопрос финансирования будет полностью решен "на берегу". Я собираюсь посвятить серию публикаций этому, на мой взгляд важнейшему вопросу, но пока что с большой радостью отмечаю, что, наконец-то, озвучивается с высоких трибун хоть какая-то точка зрения, альтернативная позиции строительного комплекса мэрии, которая вообще предпочитает не выносить этот вопрос на обсуждение, и полагает вопрос о строительстве второй линии очевидно решенным.
3. Кроме того, мне понравилась идея о членстве Главы Екатеринбурга и Главы администрации Екатеринбурге в президиуме Правительства Свердловской области. Может быть, она спорна с точки зрения взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления, но может пойти на пользу качеству управления муниципалитетом, так как, возможно, не будет возникать каких-то глупых косяков просто из-за информационных пробок на стыке город/область.

Мне не понравилась
позиция губернатора по следующим принципиальным вопросам: 
1. Транспорт и пробки. Увы, все та же позиция о "городе для автомобилистов" - строить больше развязок, больше дорог, больше парковок. Обозначены даже ориентиры (я бы сказал - заданы основные направления коррупционной деятельности): оказывается, километр городской дороги может стоить "от 100 млн. до 1 млрд. рублей" (четырехполосный автобан в Германии - около 4 млн. евро за километр). Это просто ужас, конечно. Читайте все правильные мысли по этому поводу на сайте Володи Злоказова "Живые улицы", но вкратце напомню, что единственная приемлемая стратегия для Екатеринбурга заключается в развитии общественного транспорта и создании преимуществ для общественного транспорта, потому что при компактности и густой застройке нашего исторического центра офисными зданиями, мы просто вынуждены создавать сценарии, когда обычный горожанин будет предпочитать общественный транспорт для ежедневного маршрута из дома на работу - разместить все машины в центре просто физически невозможно.
2. Автоматизированная система управления дорожным движением (АСУДД). Напомню, прошлым летом нам удалось, немалыми усилиями, заблокировать и отбить проведение в Екатеринбурге конкурса на 186 млн. рублей на внедрение "итальянской" АСУДД, причем мы смогли показать, опираясь на мнение экспертов, что никакая АСУДД Екатеринбургу не поможет. (Такая система способна, при средней загрузке дорог в 80%, перераспределить потоки так, чтобы и в каждой точке системы загрузка была 80%, то есть чтобы все везде ехало. А при нашей нынешней средней загрузке, близкой к 150%, система только обеспечит равномерную и вечную пробку по всему городу. Таким образом - внедрение АСУДД есть бессмысленная трата денег). И вот, вопрос ставится снова... При этом, губернатор идет дальше: "сначала будем собирать информацию со светофоров, потом в целом будем мониторить дорожную ситуацию, интегрируем управление всей улично-дорожной сетью, всем транспортом...". И в перспективе, где-то там, комплексная информационная система управления городом. Я понимаю, откуда это идет - это идея диспетчерского центра железной дороги (знаете, в здании ЦУПа СвЖД, есть стена с огромными экранами, где видно каждый поезд, каждый семафор, каждую стрелку). Но это утопия! К городу такую систему не применить - слишом сложный объект управления, в котором всё и вся передвигается отнюдь не по рельсам... На таком проекте можно только освоить миллиарды, но добиться какого-то положительного эффекта - нельзя. Не верю, что можно.  
3. Кроме того, по ряду вопросов цифры и мысли, высказанные губернатором, показались мне крайне сомнительными, и меня немного пугает, если в планировании идет опора на эти показатели. Так, например, я более чем уверен, что в Екатеринбурге не может быть 300 тысяч студентов. Я не понимаю, зачем планируется передавать летние оздоровительные лагеря на баланс областного бюджета (думаю, это просто была оговорка какая-то все же). Абсолютно здравая идея о необходимости привлекать к преподаванию в УрФУ иностранных преподавателей, опять же испорчена совершенно завиральными цифрами (мол, не менее 25% преподавателей должны быть иностранцами, то есть речь идет про 1500-2000 человек - но в нашем городе нет и еще очень долго не будет инфраструктуры для такого количества экспатов). Доступное жилье опять интерпретируется в плане строительства, необходимости обеспечить возможность покупки -  полностью игнорируется вопрос о развитии цивилизованного рынка аренды. И так далее.

Резюме по этой части: 
Повторюсь, что в целом, это получилась такая специфическая пресс-конференция. Губернатору задавали самые разные вопросы на самые разные темы (абсолютно фрагментарно покрывая различные темы обширнейшего городского хозяйства), а он отвечал как мог. Где-то показывал знание предмета, где-то явно демонстрировал отсутствие этого знания - что, впрочем, совершенно простительно для губернатора, который, действительно, не обязан разбираться в тонкостях муниципальной проблематики (вопрос в другом: зачем устраивать пресс-конференцию с депутатами на эту тему?). С чем-то можно согласиться, с чем-то можно поспорить.
Прочие мысли и наблюдения по встрече: 
Несколько моментов были, конечно, очень смешными. Сразу два вопроса от депутатов были на тему "И как же мы будем теперь жить при новой системе управления Екатеринбургом?". Так и хотелось сказать: "Блин, а почитайте желтую книжечку Захарова-Тушина, за которые вы так единогласно проголосовали!". Также дважды был задан вопрос о схеме выборов в городскую Думу: следует ли всех депутатов выбирать по одномандатным округам, или половину по партийным спискам (спрашивали Порунов и Шихов). Почему этот вопрос, регулируемый Уставом Екатеринбурга, необходимо задавать губернатору - это осталось тайной, покрытой мраком. Видимо, это некая попытка вынести давний спор в публичную плоскость и призвать губернатора в качестве арбитра. Губернатор не рекламировал г-на Шарина, которого некоторые СМИ прочили чуть ли не в первые вице-мэры, и вообще не пытался навязать депутатам каких-либо решений, в этом плане все было корректно. Признал, что при "двухглавой" системе управления муниципалитетом неизбежны конфликты, но обещал этого "не допускать" (как?) и участвовать в их решении.

Так получилось, что я был последним, кто получил возможность задать вопрос - встреча затянулась, губернатор спешил в Кольцово встретить Ангелу Меркель, самолет которой совершал в Екатеринбурге техническую посадку на пути из Сеула, и хотя еще не все депутаты успели задать свои вопросы, именно на мне очередь оборвалась. Вопрос я наметил где-то в середине встречи, когда его не задал председатель комиссии по бюджету Шихов (честно говоря, я очень ожидал, что он задаст такой вопрос): что делать с бюджетной обеспеченностью как городского, так и областного бюджета, если основным налогом является НДФЛ, а его сбор в следующем году резко упадет, поскольку резко вырастет ЕСН и зарплаты уйдут в тень? Губернатор очень много говорил про всякие программы развития, которые будут финансироваться областью, но из каких денег? В городском бюджете сбор НДФЛ запроектирован с приростом 2% к уровню 2010 года, то есть, фактически, признано, что собираемость налога существенно упадет. Ответ губернатора мне показался в целом разумным: "Да, мы понимаем проблему, сделать с ней ничего не можем, так как это федеральный законодатель, значит надо будет максимально освобождать бизнес от всей прочей нагрузки, от каких-либо поборов, чтобы НДФЛ они уплачивали в бюджет обязательно и полностью". Правильная декларация - но я очень слабо себе представляю конкретные механизмы "освобождения бизнеса от прочей нагрузки". На мой взгляд, тут просто надо готовиться к большим проблемам, и не закладывать в бюджет большого оптимизма. Кстати, губернатор говорил про "более 10 млрд. рублей субвенций, которые область даст городу - на метро, школы, садики, ЖКХ и дороги", но в проекте бюджета Екатеринбурга (скоро буду выкладывать его анализ) я вижу только лишь 2 млрд. на метро и около 700 млн. рублей на садики (примерно 60% на строительство новых и 40% на реконструкцию существующих зданий). Про школы, ЖКХ, дороги - ни слова. Возможно, губернатор имел в виду субвенции на питание школьников, компенсацию расходов льготников на услуги ЖКХ и миллиард из федерального бюджета на дороги соответственно - но эти затраты предопределены законодательно, и не зависят от воли областного правительства... Говорить про них как про "деньги, которые область даст городу" - по крайней мере некорректно.  

... После встречи сразу два сотрудника администрации губернатора независимо друг от друга сказали мне, с чувством облегчения что-то в духе "Мы боялись подковырки, а ты такой хороший и конкретный вопрос задал". Из чего могу только сделать вывод, что в администрации губернатора есть и некая сила, которая меня как-то "демонизирует". Ну, пусть.

Какой общий вывод? Губернатор прислушивается к советникам, которые указывают ему на то, что предыдущие действия администрации Лашманкина полностью руинировали его имидж, и надо предпринимать какие-то срочные шаги к тому, чтобы наладить диалог с общественностью во всех ее проявлениях - от блогеров до депутатов. Хочет ли губернатор реально исправить положение дел в области, или он хочется исправить лишь только свой имидж - по одним этим действиям понять невозможно.  Я лично пока что продолжаю стоять на позиции, что за этой имиджевой активностью нет внутреннего содержания.

Моя позиция базируется на одном соображении.
Вот смотрите: мой день рождения, 10 ноября - это, одновременно, первая годовщина губернаторства Александра Сергеевича Мишарина. Этот год целиком и полностью ушел на кадровую, аппаратную работу. Был сформирован полностью новый состав правительства, потом немного перетряхнут. (В итоге появилось семь (!) вице-премьеров). Сформирована новая структура администрации, потом неоднократно перетряхнута (Кетько, Сотсков, Дубичев, Чуйченко, Максимов-Лашманкин...). Огромные усилия положены на искоренение двухпалатного Заксобрания области - эта работа заняла полгода и практически завершена. Гигантские усилия положены на изменение схемы управления Екатеринбургом. Проведена смена власти в десятке с лишним городов области. И так далее. Это всё, действительно, год изнурительной аппаратной работы. И ей еще конца и края не видно. 

Я не против аппаратной работы как таковой. Она нужна. Губернатор имеет право выстроить для себя команду, выстроить свою работу так, как он считает нужным. (Он не имеет права вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления, но я могу понять, что в рамках своей системы координат, он считает это тоже важной частью "выстраивания команды"). Может быть, даже можно понять то, что на эту работу потрачен целый год, и в течение этого года собственно в области практически ничего не сделано, кроме, может быть, "ИнноПрома".  

Можно понять. Можно было бы понять: но только в том случае, когда обществу предъявлена конечная цель всей этой титанической работы. Зачем все это делается? Под какие задачи выстраивается и меняется эта система? Чем оправдана потеря целого года на кадрово-апппаратную работу? 

На мой взгляд, никакого убедительного ответа обществу на этот вопрос не было дано. Хотелось бы все-таки этот ответ увидеть: стратегию развития региона, цели, задачи. Чтобы они были увязаны с организационной структурой, чтобы было показано, что именно с "двухглавым" Екатеринбургом к этим целям можно прийти, а с "одноглавым" - никак было нельзя, что двухпалатное Заксобрание - не давало решать определенные задачи, а однопалатное - позволит.    

Пока же цели скрыты в тумане. И поэтому, как мне кажется, я абсолютно вправе считать - и публично утверждать - что губернатор сейчас занимается исключительно экстренным подлечиванием имиджа, но не реальным изменением положения дел в регионе.


Tags: Околополитика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 122 comments