Леонид Волков (leonwolf) wrote,
Леонид Волков
leonwolf

Categories:

Стройки века

Любимым развлечением авторитарных режимов являются "стройки века". Они амбициозны, ярки, символичны. Хороши для пиара, хороши для привлечения (и отвлечения) внимания, для мобилизации. Для распила тоже хороши. В этих условиях, целесообразность и осмысленность уходят на второй план. Тут уж как придется - то, по воле случая, "стройка века" дает осмысленные результаты, то - опять же, по воле случая - не дает. В нашем недавнем прошлом был БАМ, в нашем ближайшем будущем - зимняя Олимпиада в субтропиках. 

Конечно, не могут отставать и феодалы второго уровня. Разговоры о мегапроектах ходят за губернатором Мишариным в течение всего времени его губернаторства - то мы будем строить Сапсан в Нижний Тагил, то в Челябинск, - но сейчас, наконец, они окончательно оформлись. В ближайшее время у нас появится два главных лозунга, две региональных "стройки века" - Экспо-2020 и скоростная ж/д-магистраль в Москву. Круто-круто!!! Или нет? 

Мне хочется абстрагироваться от вопросов реализуемости и даже от финансовой состоятельности, и поговорить просто об осмысленности этих двух мегапроектов. Мое мнение такое:
1) Экспо-2020 - это идиотизм, не имеющий никаких оправданий;
2) Скоростная железная дорога до Москвы - это здравая, реализуемая идея, безнадежно загубленная жаждой распила. 

Теперь в деталях; начнем с Экспо-2020.  
Есть такой очень простой принцип, который применяется при планировании больших проектов, и еще в замечательной видеоигре нашего детства "Морской бой" (где плывет кораблик, и надо выпускать торпеды, чтобы его подбить) - принцип упреждения. Целиться не в текущее состояние, а в то, каким оно будет к моменту реализации проекта. (Пример: вот мы когда в 2000 году начинали делать "Контур-Экстерн", то мы сделали свой выбор в пользу тонкого клиента, хотя тогда у всех были модемы и широкополосный доступ был экзотикой страшной. Но к 2005 году, когда проект стал выходить на большие тиражи, это уже перестало быть проблемой, зато все преимущества тонкого клиента остались с нами, и конкуренты остались позади). 
Ну так вот, сейчас в России и в мире выставочный бизнес как таковой загибается, стагнирует со страшной силой. Я уже несколько раз писал, например, про свой любимый CeBIT - он всего за пять последних лет потерял около 60% выставочных площадей и около 40% посетителей. То же самое, говорят, и с другими отраслевыми выставками. Причина - очевидна: все тот же интернет. Развитие технологий коммуникации стремительно снижает осмысленность занятия "ехать куда-то, чтобы на что-то посмотреть, с кем-то встретиться и о чем-то договориться". (Более или менее очевидно, что технологии передачи видео и звука к 2020-му году сделают возможными встречи в онлайне со сколько угодно хорошо реализованным "эффектом присутствия", со всей трехмерностью и т.д. Для секса этого, к счастью, все еще будет недостаточно, а для бизнеса - вполне). 
Умирание выставок подтверждается и цифрами по самому ЭКСПО. Как утверждает Википедия, шанхайскую ЭКСПО-2010 посетило свыше 73 млн. человек. Много? Да, очень. Но в 1939 году на ЭКСПО в Нью-Йорке побывало более 44 млн. человек! При совсем другом уровне развития транспортных коммуникаций, при совсем другом уровне деловой активности... В конце концов, даже просто в процентах от населения Земли, выставка-1939 сильно (более, чем вдвое!) бьет выставку-2010.
Еще один очень больной вопрос ЭКСПО - это будущее выставочных центров. Современные ЭКСПО предусматривают площадь застройки около 5 кв.км., площадь стендов - несколько млн. квадратных метров. Что с ними делать потом, после выставки? В 2005 году я впервые в жизни побывал в Лиссабоне и в Ганновере - как раз принимали две последних на тот момент ЭКСПО (ЭКСПО-1998 - Лиссабон, ЭКСПО-2000 - Ганновер). И в обоих этих городах мне бросились в глаза районы, оставшиеся от проведения всемирных выставок: огромные районы больших пустых зданий, в которых никого нет. В Ганновере ядро выставочного центра продолжало использоваться для CeBIT - но чтобы туда попасть (а CeBIT сам тогда занимал 1 млн. кв. метров выставочной площади, а не 400 тысяч, как сейчас!), надо было минут десять идти от остановки трамвая по каким-то урбанистическим пустырям. В Лиссабоне еще хуже - просто огромный заброшенный район, интерес к которому поддерживался искусственно, размещением в его центре пары музеев. 
Эти города - сравнимы по населению с Екатеринбургом. В них после выставки не возникла из ниоткуда огромная потребность в миллионах квадратных метров офисных площадей - и, в итоге, последствия ЭКСПО на много лет стали для Лиссабона и Ганновера огромным и мучительным геморроем. Другое дело - 20-миллионный Шанхай с быстро-быстро растущей экономикой! Он эти пространства переварит и не заметит. Но Екатеринбург - не Шанхай. А, и еще: по нашей славной традиции, огромные пустые ангары, которые останутся у нас после ЭКСПО-2020, будут, конечно, находиться на балансе муниципалитета или области. Просто представьте себе коммуналку за 10 млн. квадратных метров в нашем климате. 
Резюме: Идея с проведением в Екатеринбурге Экспо-2020 заведомо провальна по целому ряду причин. Не думаю, что те, кто выдвигают эту идею, этого не понимают. Думаю, все прозаичнее: уж очень интересный бизнес - строить все эти никому не нужные выставочные площади. 

Теперь, что касается железной дороги до Москвы. Это просто-таки личный вопрос. Я обожаю поезда и не очень люблю самолеты, но за последние десять лет летал в Москву и обратно, по собственным подсчетам около 300 раз, а на поезде не ездил ни разу. Причина - время. Время на самолет, от центра Екатеринбурга до центра Москвы - 6 часов. (Например: в 6.30 выехал из дома на такси, в 7.00 в Кольцово, в 8.00 вылет, в 8.30 МСК в Москве, в 9.00 в электричке, в 9.45 на Павелецком, в 10.30 - на любой встрече в любом месте в центре Москвы). Поезд - 26-28 часов. Это делает неприемлемым его использование ни в одном из тех двух сценариев, которые и занимают 90% воздушного трафика между Москвой и Екатеринбургом. Сценарий 1 - деловая поездка на один или два дня. Сценарий 2 - коммьютинг, на выходные домой к семье в Екатеринбург, всю неделю работать в Москве. И в первом, и во втором случае никакой альтернативы самолету на нашем направлении нет, хоть какие удобные купе и дополнительные услуги будут в поезде. 
Это очень грустно, потому что самый частый сценарий - однодневная поездка, утром туда и вечером обратно - высаживает до невозможности; реально ты в пути сутки, из них 12 часов в дороге, и 12 часов - чтобы побегать по Москве с высунутым языком. Когда я был помоложе, я так летал и два раза в неделю, и как-то даже три раза, но вообще-то так жить нельзя. Что надо, чтобы улучшить ситуацию? Поезд, который идет 12-14 часов. После рабочего дня, заехал домой, собрался, в 21.00 выехал из Екатеринбурга, в 9.00 МСК - в центре Москвы, можно начинать работать. За 14 часов в дороге - всласть выспался, хорошо поужинал и позавтракал, поработал с документами, и все это не в тесноте самолета, а в нормальном купе. Обратно, в 19.00, скажем, выехал из Москвы, и, через 12 часов, в 9.00 - в Екатеринбурге. Живой, выспавшийся, не потерявший рабочий день, как с этим чертовым самолетом. То же самое, и дальше в большей степени, относится к людям, которые ездят в Екатеринбург на выходные. Вот за такой билет, за такой поезд я бы заплатил больше, чем за авиабилет. Да что там я; работодатель заплатил бы больше, потому что эффективность на порядок выше получается. Я это не себе проверял: 12-14 часов на поезде через ночь от Екатеринбурга сейчас - это Уфа и Омск, и когда у меня несколько раз выпадали такие командировки, их продуктивность каждый раз была потрясающе высокой. 
Теперь о том, что нам предлагает А.С.Мишарин, РЖД и СвЖД. Ну, в самом начале своего губернаторства он говорил про сверхскоростной поезд и 400 км/час. И 1 трлн. рублей инвестиций в строительство новой ветки Москва-Екатеринбург. Ну, для начала забудем, что таких поездом не существует, а такая ветка никогда не окупится. Все равно вопрос: зачем??? Стоить билеты на такой суперпоезд будут космических денег, а проблем бизнес-путешественников не решат. От центра до центра получатся те же 6 часов, что на самолете, только дороже. Сомнительная радость! Рынок принципиальных авиафобов, конечно, есть, но 1 трлн. рублей с этого рынка не отобьется никогда. Не нужен в деловой поездке поезд, который идет 5-6 часов, он просто рвет день в клочья, только и всего! Даже и 8-9 часов - не обязательно. Мне вот из Москвы в Питер и обратно поездом не очень нравится ехать, не успеваешь выспаться. Куда гнать? 12-14 часов ничем не хуже (а многим - лучше), чем 8-9. 
... Но что такое 14 часов до Москвы? Длина ветки Екатеринбург-Казань-Москва - 1680 километра. Получается, средняя скорость - ровно 120 километров в час. Хм, это разве космические технологии с наноинновациями? Сдается мне, что нет. Я совсем не специалист, но сдается мне, что немного обновив пути, поработав с расписанием (может быть можно обойтись единственной остановкой в Казани, и не стоять по 15 минут в Красноуфимске и Дружинино?), обновив подвижной состав - такого результата можно добиться. И, действительно, многие городские "часто летающие пассажиры" дружно скажут спасибо, и начнут ездить на таком поезде. 
... Но вот беда: при таком решении вопроса нет нужды инвестировать триллион рублей, строить новые рельсы и закупать суперкосмические поезда у корпорации Siemens, с которой с давних пор так любит сотрудничать г-н Мишарин. Самой стройки века - не нужно, нужна только кропотливая работа по оптимизации, развитию существующей инфраструктуры. Ну разве ж это интересно? Разве ж это масштаб для наших государственных людей? 
Tags: Коррупция, Маразм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 77 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →