Леонид Волков (leonwolf) wrote,
Леонид Волков
leonwolf

Categories:

Об истории с экспертным советом при Медведеве

Меня пригласили участвовать в работе этого совета в феврале (а именно, пригласил Л.Б.Меламед, прочитав, по его словам, одну из наших с Федором Крашенинниковым публикаций в "Ведомостях" по "облачной демократии"). 
Я тогда писал об этом в ЖЖ. И тогда же вполне ясно выразил свое отношение к этой истории: как ИТ-специалист, я 12 лет проработал в области электронного правительства и госуслуг и очень горжусь профессиональным результатом своей деятельности - системой "Контур-Экстерн", лучшей в России и одной из лучших в Европе систем электронного документооборота государства и бизнеса. И как эксперт я консультирую всех тех, кто считает для себя возможным обратиться ко мне за советом.

В течение февраля-марта, каждую среду (за свой счет, замечу в скобках) я летал в Москву и проводил несколько часов на заседаниях рабочей группы по электронному правительству и госуслугам. По ссылке - состав этой группы и отчет об одном из ее заседаний. Не вижу, почему мне может быть стыдно за то, что я работал в такой компании, и пытался поделиться своим опытом относительно правильных подходов к построению электронного правительства. (Эта тема для меня очень важна. Я много писал на эти тему в этом жж - вот хороший пост, и вот еще один - и в своем итоговом документе для рабочей группы я защищал те же самые подходы).  

Вот итоговый документ, который я отправил руководителю рабочей группы Н.Никифорову; опять же, мне за него не стыдно, и я готов и сейчас подписаться под каждым словом: 



К итоговому документу по электронной демократии.
Общие принципы.
Электронную демократию нельзя навязывать, поскольку общество к ней еще не готово.
Механизмы электронной демократии должны в первую очередь внедряться там, где возможно построить их параллельное сосуществование с неэлектронными механизмами. Механизмы электронной демократии сами по себе не имеют особой ценности, они важны для того, чтобы не только автоматизировать, но и упростить определенные процессы, связанные с методологией принятия решений. Внедрение механизмов электронной демократии должно происходить в общем контексте замены бумажного документооборота на электронный.

Следствия.
Первоочередным полем для применения электронного волеизъявления должны стать любого рода процедуры, связанные со сбором подписей и представлением бумаг.
Например: обращение граждан в государственные органы (в том числе коллективные обращения в форме петиций), сбор подписей для регистрации партий и общественных организаций, сбор подписей для регистрации нормотворческих инициатив граждан на муниципальном уровне, сбор подписей для регистрации НКО и органов ТОС, сбор подписей для выдвижения кандидатов на выборы и т.д.
Все эти кейсы роднит то, что для подтверждения неанонимной воли граждан требуется огромное количество бумаги. При этом ничто не мешает замене бумажной подписи в бумажном документе на электронную подпись в электронном документе. В то же время отменять существующие бумажные процедуры не потребуется, поскольку переход на электронный документооборот произойдет сам собой в силу меньшей удельной стоимости. Сначала можно одновременно принимать и бумажные, и электронные подписи, не делая между ними различий.

Светлое будущее.
Более развитые механизмы типа электронных выборов и голосований сталкиваются с проблемой обязательной электронной идентификации всех граждан, поддержания в очень хорошем состоянии электронного реестра населения, а также с решением вопросов, связанных с возможностью анонимизации. И техническое, и юридическое решение этих вопросов пока кажется слишком трудным, поэтому, на мой взгляд, такие механизмы — это перспектива не ближайших 3 лет.

Принципиальные моменты по электронным госуслугам.
Общие принципы.
Демаркационная линия должна проходить между созданием информационных ресурсов и оказанием госуслуг. Создание информационных ресурсов и приведение их в порядок должны являться первоочередной задачей для соответствующих ведомств. Оказание госуслуг, в свою очередь, должно отдаваться в конкурентную бизнес-среду на основании прописанных регламентов и открытых интерфейсов доступа к соответствующим информационным ресурсам.
Везде, где только возможно, должен быть реализован заявительный принцип подачи справок и приложений. Получатель услуги заявляет о наличии условий, необходимых для получения той или иной услуги, а орган, оказывающий эти услуги, верифицирует соответствие действительности заявленной информации и при необходимости делает запросы в другие органы.

Следствия.
Межведомственное взаимодействие должно базироваться не на передаче справок и документов из одного органа в другой, а на стандартизованных интерфейсах запросов, предполагающих ответ типа «да/нет». Это позволяет избежать вопросов с конфиденциальностью информации и с правом собственника на распоряжение той или иной информацией. Например, человек вместо того, чтобы предоставить справку об отсутствии задолженности перед налоговой, в соответствии с декларативным принципом заявляет об отсутствии задолженности. Орган, оказывающий соответствующую услугу, не истребует справку об отсутствии задолженности у налоговой, а через интерфейс взаимодействия запрашивает у налоговой о наличии или отсутствии задолженности у конкретного человека и получает ответ в форме «да/нет». Получив отрицательный ответ, заявитель знает, в какой орган он должен обратиться, чтобы разрешить возникшую ситуацию.


К концу марта активность группы сошла на нет, еженедельные заседания прекратились. Ну и ОК, других дел хватает. 
В пятницу мне звонят из аппарата рабочей группы, и говорят: "Помните, вы в феврале-марте работали? Не могли бы вы снова поучаствовать в экспертной работе?". Отвечаю: "Да, конечно". 

... и становлюсь чуть ли не врагом народа в глазах "прогрессивной общественности", потому что сегодня с утра пораньше публикуется список членов "Экспертного совета при Правительстве РФ", утвержденный Медведевым, и там моя фамилия. 
Список этот выглядит крайне дико, если его воспринимать как список некоего органа из 200 человек: я и Мишарин в одном списке, брррр...

При этом, на самом деле, я так понимаю, что просто на бумажку записали все то же самое, что было в феврале-марте. Тогда наша рабочая группа по электронным услугам была одной из кажется 12 рабочих групп, кто входил в другие 11 я не знаю, вместе, как некий единый орган, эти группы ни разу не собирались (насколько мне известно). 

Сейчас я посмотрел весь список членов совета; конечно, работать, даже формально, в одном органе с Мишариным и другими знаменитыми жуликами и ворами я никак не могу; я уже позвонил в аппарат "открытого правительства" и попросил меня исключить из этого списка. Понятно, что такой совет в целом выглядит как ритуальный и бессмысленный орган; большая часть его членов является экспертами лишь в одной дисциплине - воровстве и распиле. 

Вместе с тем, я не собираюсь менять своей позиции как эксперта: если ко мне обращаются за профессиональными консультациями, я буду их давать и впредь. Работа в рабочей группе по электронным услугам была совершенно внятной и полезной, там был отличный состав экспертов, и в таком формате я готов продолжать работать, и не вижу в этом никакой проблемы. 
Tags: Информационные технологии, Околополитика
Subscribe

  • Стройки века

    Любимым развлечением авторитарных режимов являются "стройки века". Они амбициозны, ярки, символичны. Хороши для пиара, хороши для…

  • Очередной набег слонов на посудную лавку

    Сегодня во второй половине дня вместо того, чтобы внимательно слушать выступления на очень интересной конференции, опять отвечаю на СМСки и звонки…

  • О тараканах в голове

    Собственно, вот вчерашний ролик ТАУ, кто еще не видел. Первое апреля - самый подходящий день для его размещения, со словами благодарности в адрес…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 56 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Стройки века

    Любимым развлечением авторитарных режимов являются "стройки века". Они амбициозны, ярки, символичны. Хороши для пиара, хороши для…

  • Очередной набег слонов на посудную лавку

    Сегодня во второй половине дня вместо того, чтобы внимательно слушать выступления на очень интересной конференции, опять отвечаю на СМСки и звонки…

  • О тараканах в голове

    Собственно, вот вчерашний ролик ТАУ, кто еще не видел. Первое апреля - самый подходящий день для его размещения, со словами благодарности в адрес…