Леонид Волков (leonwolf) wrote,
Леонид Волков
leonwolf

Откуда берется глобальное видение

Вчера по приглашению коллег-друзей из компании Деловая Среда был у них в гостях в Сколково и записывал небольшую лекцию об особенностях управления растущим проектом для их проекта "Школа бизнеса". Люблю такие штуки (только если они нечасто случаются), очень помогают структурировать собственное понимание каких-то вопросов. 

Говорил о том, что задача руководителя на этапе бурного роста заключается, по большому счету, в двух вещах - постоянно правильно распределять усилия сотрудников, и поддерживать единое понимание цели проекта, его глобального видения. Все участники проекта должны в каждый момент времени видеть эту цель, помнить о ней, идти к ней - воспринимать каждый свой шаг, каждое повседневное действия в контексте глобального видения. Иначе процесс расползется на кучу бессмысленных локальных шараханий и ни к чему не приведет. Но где взять это глобальное видение, как его построить? 

Естественно, универсального ответа на этот вопрос нет и быть не может. Но есть одна очень простая эвристика, которая во многих случаях полезна и помогает. Заключается она в том, чтобы дать самому себе ответ на вопрос примерно такого рода: "Верю ли я, что в среднесрочной перспективе поведение пользователей изменится таким образом, что разрабатываемая нами модель взаимодействия окажется основной?". Ну или проще говоря - "Верю ли я, что через 10 лет, наш продукт будет в мейнстриме?". Если да - то стоит отбросить все сомнения, и делать дело.     

В 2000 году широкополосный доступ в интернет был еще экзотикой во многих регионах, а технологическое оснащение налоговых органов было пестрым, несовершенным, несовместимым. Но ответ на вопрос "Верим ли мы, что через 10 лет сдача налоговой отчетности через интернет будет основным способом взаимодействия хозяйствующих субъектов и налоговых органов?" был совершенно очевидным, и, вооружившись этой верой, мы стали делать "Контур-Экстерн". Рано ли, поздно ли, технологические проблемы ушли на второй план, а готовый продукт у нас уже был. Естественно, что когда в 2002-2003 годах появилась нормативная база в области применения ЭЦП, форматы электронной отчетности и вся прочая необходимая инфраструктура, возможность отлично зарабатывать на рынке услуг электронного документооборота прочухали и многочисленные конкуренты, среди которых было много талантливых и сильных команд... но у нас перед ними был трехлетний гандикап, задел, наверстать который им было ох как непросто. По сути дела, мы всего лишь выстрелили с упреждением, как в видеоигре "Морской бой" нашего детства, и этот выстрел оказался точным. 

127388_209933

Почему это работает? Очень просто: если мы угадали, если наш прогноз относительно новых способов взаимодействия оказался верным, то, значит, через 10 лет действительно будет большой рынок таких услуг (его, как правило, и в денежном исчислении не так трудно на пальцах оценить). Раз будет рынок, то кто-то на нем все равно будет зарабатывать. Кто? Трудно сказать, но понятно, что у того, кто начнет одним из первых, будут отличные шансы поучаствовать в разделе будущего рынка и завоевать на нем неплохую долю. Фактор времени не является, конечно, единственным, но одним из самых существенных - является, и выстрел с упреждением дает отличные шансы на успех. Главное, чтобы торпеда не сбилась с курса; психологически всегда не так просто направлять ее в ту точку, в которой корабля не (и долго еще не будет), очень хочется подкрутить, подвернуть - вот здесь-то и нужна железная рука и непреклонная вера руководителя-визионера. 

Вот еще некоторые простые примеры: 
"Верю ли я, что через 10 лет потребители в основном будут записываться на услуги через интернет?" - да, конечно. 
"Верю ли я, что через 10 лет основной способ взаимодействия жильцов и компаний, управляющих жилым фондом, будет электронным?" - да, очевидно. 
"Верю ли я, что через 10 лет основная масса продаж лекарств будет приходиться на долю интернет-торговлю?" - да, безусловно. 
Заметьте, путь в каждом из случаев будет тернист и ухабист. В России сейчас вообще нет нормативного регулирования в сфере интернет-продажи лекарственных препаратов, и мы абсолютно не может предсказать, появится соответствующая нормативная база через два года, через пять лет, или через восемь. Многие управляющие компании откровенно не заинтересованы в повышении прозрачности взаимодействия с жильцами, и каждая конкретная УК будет долго и упорно сопротивляться электронному взаимодействию - в каких-то конкретных случаях это сопротивление продлится два года, в каких-то пять, в каких-то десять. Привычная запись по телефону на услуги, конечно, еще долго будет превалировать, и мы сами толком не заметим момента, когда вдруг окажется, что интернет откусил большую часть рынка - как это было с авиабилетами или бронированием отелей. Победить на каждом из этих трех рынков будет архитрудно; но все же они обязательно возникнут, эти огромные, очень привлекательные рынки, и, значит, кто-то будет на них победителем - почему бы в числе победителей не оказаться нам? 

Тест на 10-летнюю перспективу не дает никаких ответов на вопросы о том, когда именно произойдет глобальное изменение поведения пользователей, как именно оно произойдет, и что надо делать, для того, чтобы этот момент приблизить. Он только про стратегию, а в тактике куча нюансов и подводных камней - умение с ними справиться и определит победителей. Главное вот в чем: если сейчас мы в одном состоянии, а через 10 лет со всей очевидностью будем в противоположном, то буквально-таки по теореме Больцано-Коши где-то пройдем через ноль, и именно этот момент надо не проморгать.    

Может показаться, что это слишком простой тест, и он всегда дает положительный ответ, но, конечно, это не так. Он может не проходить по целому ряду различных оснований. Вот еще парочка примеров: 
"Верю ли я, что через 10 лет машинный перевод полностью вытеснит человеческий?" - нет, поскольку несмотря на все последние успехи в этой сфере, полное решение этой задачи слишком подозрительно смахивает на Strong AI, а в него я не верю принципиально. (Что не противоречит возможности создать успешные приложения для многих конкретных сценариев). 
"Верю ли я, что через 10 лет большинство пользователей будет делать коллективные покупки с помощью скидочных купонов?" - ой, ну мягко говоря фиг знает; ни из чего не следует, что именно эта модель должна победить. (Что не противоречит возможности хорошо заработать на ней здесь и сейчас). 

Ну и (с оговорками, конечно) не только по отношению к ИТ-проектам это работает. 
"Верю ли, что через 10 лет государственный строй, основанный исключительно на масштабном разворовывании сырьевых сверхдоходов узкой группой бенефициаров перестанет существовать?" - конечно, да. 

Tags: Информационные технологии, Очевидный менеджмент, Прожектор
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments