Леонид Волков (leonwolf) wrote,
Леонид Волков
leonwolf

Categories:

Приостановление регистрации "Народного альянса": что это означает, и что будет дальше

В прошлый понедельник, 6 мая, Министерство юстиции РФ объявило о приостановлении регистрации партии "Народный Альянс" пресс-релизом на своем сайте, а на следующий день, ближе к вечеру, мы получили на руки письмо, мотивирующее причины отказа. За выходные мы подробно разобрали претензии Минюста, и опубликовали полностью как сами претензии, так и наш разбор на официальном сайте партии. Почитайте, это поучительно.

О претензиях Минюста.
Если вам все-таки лень читать, то вот вам краткий обзор.
Претензии Минюста состоят из двух частей - 3 замечания к Уставу (несоответствие Устава партии требованиям ФЗ "О политических партиях) и 5 замечаний к оформлению комплекта документов, в том числе, одним из этих пунктов, 6 опечаток.
Здесь сразу надо отметить, что серьезными проблемами могут являться замечания к Уставу: чтобы их устранить, может понадобиться проведение нового съезда партии, и, вообще, несоответствие Устава партии федеральному закону может служить основанием для отказа в регистрации.
Что же касается оформительских замечаний и, тем более, опечаток, то все они легко устранимы - это просто "выигрыш времени" Минюстом. Я хочу еще раз напомнить: основная форма, которая сдается в Минюст, состоит из 252 страниц, а суммарно с приложениями мы сдали около 2000 страниц документации. Это - отличная поляна для того, чтобы играть в игру "найди опечатку", потому что (надеюсь) все прекрасно понимают - в истории человечества никогда еще не был и никогда не будет создан текст из 2000 страниц, опечаток не содержащий.
(Собственно говоря, лучше всего это доказывает сам Минюст: в тексте из всего одной странички, в объявлении о приостановлении регистрации, они сделали две опечатки, позже исправленных - дальневосточный политик Черепков у них пару дней побыл Черенковым, а наш Владимир Львович Ашурков превратился, внезапно, в Ашуркова А.С.).

Впрочем, и по оформительским ошибкам не все вышло "гладко": пару косяков они, действительно, выловили, а пару просто написали, видимо, для объема, внушительности и солидности - например, что у нас не указано в протоколах, что решения принимались тайным голосованием (хотя в протоколах это указано!) и, пожалуй, самая удивительная претензия, что в трех регионах "незаконно" были избраны в руководящие органы региональных отделений члены партии, не присутствовавшие на учредительных собраниях региональных отделений. При этом якобы "незаконность" такого действия ни из чего не следует; собственно, это не очень распространенная, но вполне нормальная практика. Как будто все избираемые члены какого-нибудь "Генсовета партии Единая Россия" присутствуют на своем избрании - а не сидят спокойно у себя дома в Майями. Ну, все подробности читайте, опять же, в разборе; нам скрывать нечего, там, где действительно у нас есть ошибка - мы это признаем, где ошибка у Минюста - аргументированно пишем и об этом. Так или иначе, на исправление этих ошибок и "ошибок" нужно лишь несколько часов.

Теперь вернемся к главному - к претензиям к Уставу. Тут аналогичная статистика - этих претензий три, из них две придуманы на ровном месте для объема. Минюст пишет, что в Уставе "не предусмотрен порядок внесения изменений в программу партии", и это прямая неправда, он там предусмотрен; Минюст пишет, что Устав предусматривает сдачу отчетности партии в "федеральный уполномоченный орган", а надо было писать "в ЦИК РФ", да вот только ЦИК РФ и является федеральным уполномоченным органом, и формулировка наша - стандартная, взята из Уставов большинства зарегистрированных партий, и нужна только для того, чтобы не менять Устав каждый раз, когда федеральный уполномоченный орган будет переназначаться.

Вообще надо понимать вот какую вещь: вот есть ФЗ "О политических партиях", и он многословно и досконально предписывает, каким образом партия должна функционировать. Руководящие органы должны так-то избираться и так-то ротироваться, региональные отделения должны так-то создаваться, документация должна так-то вестись... И 95% Устава любой политической партии - это выкопировка и адаптация соответствующих норм ФЗ, причем шаг влево и шаг вправо не допускаются. И лишь 5% Устава находятся за пределами этого малоосмысленного упражнения, и оставляют партии пространство для "творчества" и для того, чтобы чем-то и как-то отличаться друг от друга. Грубо говорят, сами выбрать структуру руководящих органов мы не можем (предписано ФЗ), а вот выбрать, как они будут называться мы можем - и должны это в Уставе прописать. И так далее.

Именно с этим и связана единственная реальная ошибка, которая есть у нас в Уставе: мы предусмотрели возможность распускать местное отделение решением регионального, и недоглядели, что этот момент тоже зарегулирован ФЗ, который разрешает ликвидацию местного отделения только решением федерального исполнительного органа партии. Почему мы это проглядели? Во-первых, потому что это уж очень логичная идея (дать право вышестоящему отделению ликвидировать нижестоящее), во-вторых - потому что такая норма содержится в Уставах очень многих как давно существующих политических партий (как пример - "Единая Россия" и КПРФ), так и многих свежезарегистрированных (как пример - "Альянс зеленых - Народная партия" и "За женщин России"). Мы, естественно, свой Устав не с нуля писали, а собирали из успешно прошедших регистрацию - вот и недоглядели.

В сухом остатке: у Минюста было только одно реальное основание для приостановления регистрации, причем это же основание позволяет немедленно отменить регистрацию политической партии "Единая Россия", например. Весь остальной текст Минюста - разлитая для солидности вода, демонстрирующая лишь избирательность подхода регистратора, обращающего разное внимание на партии-спойлеры и на реальные независимые политические силы.

Тем не менее, ввязываясь в эту игру, мы, конечно, понимали, что садимся играть с шулерами по их правилам, никакой паники из-за этого решения о приостановлении у нас нет. Закон отводит три месяца для исправления замечаний, ничего критичного в них нет, соответственно уже в июне мы сможем повторно представить документы на регистрацию, и в июле партия "Народный Альянс" будет существовать юридически.

Один юридический вопрос, который нам осталось решить, заключается вот в чем: нужно ли нам проводить новый съезд. Мы на учредительном съезде специальным решением делегировали Центральному совету партии право вносить в учредительные документы редакционную правку в случае получения замечаний из Минюста - именно для того, чтобы упростить доработку документов в случае решения о приостановлении регистрации; юристы считают, что все предложенные Минюстом правки вполне укладываются в понятие "редакционных". Но может быть мы все-таки решим не рисковать и проведем полноценный съезд для внесения изменения в Устав. Так или иначе - это уже все дело техники.

* * *

Что приостановление означает?
Еще раз скажу: приостановление - не отказ. Практическое следствие приостановления только в одном - "Народный Альянс" пролетает мимо ближайшего единого дня голосования, партия не сможет принять участие в выборах в сентябре 2013 года. (Чтобы иметь такое право, партия должна быть зарегистрирована вместе со всеми своими региональными отделениями до публикации решения о назначении выборов, которое в зависимости от региона, будет опубликовано в диапазоне 10-20 июня; мы делали все для того, чтобы уложиться в эти сроки, но теперь больше нет даже теоретических шансов).

Ну и еще раз продемонстрирована разница между духом и буквой закона. Смысл законодательства о политических партиях достаточно прост: "если группа людей хочет заниматься политикой, их не меньше 500 человек не меньше чем в 42 регионах, и они живые люди, разделяющие общие идеи и ценности - они вправе создать политическую партию". Есть какие-то сомнения в том, что у "Народного альянса" есть 500 живых сторонников в регионах? Думаю, даже у самого заядлого нашиста в этом сомнений нет. Но на практике все это превращается в странную игру "докажи, что ты можешь по хитрым правилам заполнить четыре коробки бумаги без юридических неточностей и опечаток" - и никакого отношения ни к наличию сторонников, ни к политическим ценностям, ни к поддержке избирателями она не имеет. Ну, примерно то же самое как на выборах хорошая идея "докажи, что тебя хоть кто-то поддерживает, чтобы быть не зря внесенным в бюллетень" превращается в "оформи подписи с соблюдением сотни шаманских процедур, но мы тебя все равно к выборам не допустим, если нам так будет угодно".
Самое забавное, что мы все к этому уже привыкли - и в истории со сбором подписей на выборах, и в истории с решением Минюста о приостановлении регистрации "Народного альянса" мне еще и приходилось успокаивать наших юристов, которые терзали себя в духе "ну как же мы это проглядели" и "надо было еще на тысячу раз вычитать".
Это - на самом деле яркое проявление стокгольмского синдрома, не более того. Глупо терзаться из-за того, что ты не смог выполнить заведомо невыполнимые требования террористов. Мы уже так привыкли к этому в России за последние годы, что просто забыли, что в цивилизованном мире правовая система работает иначе, и предметом рассмотрения в судах и государственных институтах является соблюдение не буквы, а духа закона.
Ладно, это мы все и так знали, ничего нового нам этот эпизод не дал - будем выправлять буквы.

Ну и отдельно отмечу сюжет с клоуном Митволем: как только стало известно о приостановлении регистрации "Народного Альянса", Митволь разразился публичными заявлениями о том, что это - его "заслуга". Мол, вот он оспорил право "Народного Альянса" так называться, и вот у него в руках письмо из Минюста, где Минюст с ним соглашается. Зачем надо было вот так вот очевидно и проверяемо врать - непонятно. Ведь уже на следующий день ответ из Минюста получили мы - и там нет ни слова о проблемах с названием. Короче говоря: встретил Митволя? плюнь в Митволя! Этот человек - патологический лжец (если вдруг еще кто раньше этого не понял).

* * *


Что будет дальше?
"Народный альянс" - реально существующая политическая партия вне зависимости от позиции Минюста. У нас есть активисты и сторонники, мы чувствуем их постоянную поддержку и интерес к партии, и очень за это благодарны. Мы пройдем до конца ту бюрократическую историю, в которую мы ввязались, даже если это потребует проведения еще одного (или даже не одного) федерального съезда и т.п.

Наша ближайшая политическая цель предельно ясна: Мосгордума'14.
Мы не собираемся размывать силы и участвовать в мелких выборах, которые потребуют кучи ресурсов без понимания того, как это реально может повлиять на политическую ситуацию в стране. Наша формула политического успеха, в конечном счете, проста - "участвовать в тех и только тех выборах, которые реально можно выиграть".

Партия жива и реально существует, мы собираемся вам это доказать в ближайшее время несколькими конкретными партийными проектами - следите за новостями!

Бонус-треки:
хороший материал "по горячим следам" от Газеты.Ру
развернутые мысли по этому же вопросу в блоге у Федора Крашенинникова.

Tags: Народный альянс
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 86 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →