Леонид Волков (leonwolf) wrote,
Леонид Волков
leonwolf

Category:

Самокритичный снобизм

С огромным удовольствием прочитал "первое интервью Бродского" (обожаю такое!), и понял, среди прочего, что меня совсем не коробят те оценки, которые он раздает современникам. Этот у него просто плохой поэт, а тот еще и бесталанный... И что? Бродский: ему можно. И не только потому, что он Бродский, а потому, что он так ставит себя, так отвечает, что понятно: это не сведение личных счетов (ничего личного нет в этих оценках), это не вкусовщина, и не попытка выстроить какую-то иерархию даже. Ему хочется, чтобы в мире было как можно больше хороших поэтов и хорошей поэзии; он вовсе не виноват в том, что их мало, но уж как есть, так есть... И его оценки фиксируют это "как есть", не делая различий для друзей и недругов - ахматовские сироты разобраны в том же ключе, что и официозные поэты. В лекциях Бродского, в его заметках и статьях, в текстах о нем (в замечательной книжке Янгфельдта, например) мы видим, что с той же строгой меркой он подходит к себе самому, к своему творчеству. Да-да, наверное, в жесточайшей самокритичности и кроется разгадка того, почему эти порой бесжалостные оценки не кажутся вовсе проявлением какого-то снобизма - да потому что их автор верит в наличие объективной шкалы от плохого к хорошему и сам себя умеет упорядочивать и находить на этой шкале. И говорит об этом.

А может и снобизм - но такой снобизм мне мил. Это великолепный снобизм, аристократичный. Такому умению давать точные оценки - завидуешь. Ни агрессии, ни упрека - объективность констатации. Не может не вспомниться Набоков: сколько таких "третьесортный писатель" и "незначительный поэт" разбросано по страницам "Лекций по русской литературе", "Лекций по зарубежной литературе", и, конечно же, "Комментария" - и каждый раз за этими словами полная уверенность в своей правоте, великолепная и сильная, основанная на глубочайшем понимании вопроса, на своем опыте, на своих успехах и неудачах. Ты представляешь себе этого пожилого человека в кресле, который умеет творческий портрет автора дать несколькими казалось бы небрежными словами, которые с губ-то сходят нехотя - и ни на секунду не должен забывать, что такая небрежность дается десятилетиями упорнейшей работы, прежде всего - работы над собой.

Вспомнить о Набокове, читая неизвестное интервью Бродского, совсем несложно - это очевидное сравнение, оно лежит совсем уж на поверхности. Тоже очевидная, но, может, чуть более сложная ассоциация - Чуковский. Нет, никакого снобизма; но невероятная самокритичность при невероятной же трудоспособности - два качества, о которых больше всего говорится в воспоминаниях современников. "Черта, необходимая критику" - пишет Евгений Шварц.

Зарубка (почти безотносительно): даже самая жесткая критика может выглядеть достойной, уместной и даже аристократичной, если она основана на огромном труде, на беспощадности к себе самому, и на единстве применяемых критериев, когда критик твердо знает свое место на той шкале, по которой он расставляет других. 
Tags: Дневничок
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →