?

Log in

No account? Create an account
ЛВ10

Люксембург: локальная политическая повестка

Мы впервые всей семьей приехали в Люксембург 2-го октября прошлого года, а постоянно переселились - "с вещами", так сказать - 13 ноября. Не очень понятно, какую именно дату надо считать датой переезда, так что, короче, вот где-то сейчас можно считать, что год прошел. И вот несколько дней назад, 4 октября, отпраздновали новоселье в собственном доме - опять же, как раз ровно год с первого приезжа, забавно! - так что, следует считать, активная "переселенческая" фаза прошла. Сидим не на чемоданах, а на твердой земле. Надо обустраиваться и укореняться.

Так что я уже несколько дней покупаю основную ежедневную газету Luxemburger Wort и стараюсь ее хотя бы просматривать (в ежедневном выпуске около 100-120 страниц), чтобы быть в курсе местной общественно-политической повестки. Благо, газета в основном на немецком. (Я уже говорил о трилингвальности страны, и отдельно напишу еще об этом - это, все-таки, одна из главных культурных особенностей Люксембурга, - так вот газета тоже трилингвальна. Некоторые статьи на немецком, некоторые на французском, некоторые на люксембуржском, никакими специальными пометками это не сопровождается и перевода не требует. И все-таки, основной язык газеты - немецкий).

Вот не претендующие на полноты наблюдения первых нескольких дней.

1. Все крутится вокруг проекта бюджета на следующий год. Это главная тема. Интрига вот в чем: очень много лет у власти была CSV, правоцентристкая консерватиная партия Жана-Клода Юнкера, типа немецкой CDU. Прошлой осенью, в октябре, CSV проиграла внеочередные парламентские выборы, и к власти пришла сложная коалиция из DP, LSAP и De Greng - демократической партии, лидером которой являлся мэр города Люксембурга Ксавье Беттель (это либеральная партия, типа немецкой FDP), социал-демократической (типа SPD) и зеленых. Очень сложная и неустойчивая коалиция, которая сложилась главным образом потому, что затянувшаяся на 18 лет гегемония Юнкера всех очень утомила. Так или иначе, Беттель стал новым премьер-министром, и его первый год оказался не очень успешным. На выборах в Европарламент в мае все партнеры по коалиции потеряли по несколько процентов голосов; в частности, DP не смогла провести второго депутата в Европарламент от себя, на что они очень рассчитывали. Правящая коалиция объясняет свою медлительность тем, что к моменту внеочередных парламентских выборов бюджет уже был практически сверстан, и свободы действий у нового правительства не было. То ли дело в 2015-м году...
Именно поэтому столько внимания приковано к новому бюджету - первому бюджету Беттеля. А поскольку CSV, которая теперь в оппозиции, сильно укрепила свои позиции, битва предстоит жаркая. Так, по крайней мере, утверждает Luxemburger Wort - эта газета, самая тиражная в стране, считается консервативной, и максимально близкой к CSV. Беттеля они постоянно... не то, чтобы критикуют - рассматривают под микроскопом. Интонация такая: "ну-ка, давай-ка, покажи нам, на что ты способен". К позициям DP гораздо ближе Letzeburger Journal, но у нее тираж раза в три меньше...
Конкретных деталей бюджетного спора я еще не понял до конца, понял только, что все вертится вокруг повышения НДС на 0.5%, которое предложил Беттель, но в аргументах сторон еще не до конца разобрался.

2. Очень много внимания к прямой демократии. Вторая полоса газеты всегда отдана под информацию о том, какие появились новые онлайн-петиции на портале госуслуг, и как они продвигаются. Интервью с инициаторами петиций (обычно это члены парламента, которые таким образом хотят подкрепить свои инициативы), мнения "за" и "против", комментарии экспертов. Петиция должна собрать 4500 подписей (население страны - 550 тысяч), чтобы быть рассмотренной в парламенте. Сегодняшнее обсуждение - петиция против нормы, в соответствии с которой женщины должны составлять не менее 40% в партийных списках на выборах всех уровней. Часто петиции касаются судьбы конкретных исторических зданий, строительства дорог и т.п.
Отдельно, на разворот, материал "Нужно ли нам больше прямой демократии", две колонки "за" и "против", приглашение к большому разговору. Короче, тема для Люксембурга очень живая.

3. Локальные темы сейчас в топе вот какие:
а) "Основы православной культуры" (как я это про себя называю) - поскольку, как я писал выше, свободы бюджетного маневра у нового правительства не было, оно в 2014 году взялось за вещи, не требующие особого финансирования, и первым делом отменило в школах выбор между тем, что мы бы назвали "основами светской этики" и "основами православной культуры" (короче, уроком религии), заменив на светские уроки "основ этики и истории мировых религий". Выбор убрали, уроки объединили, ставки сократили. Изгнали попов из школ, так сказать. Получили в ответ: массовый митинг (2500 человек) в городе Люксембурге (население 95 тысяч), во главе с архиепископом. Архиепископ шел во главе митинга в светском костюме, что характерно. Получили онлайн-петицию, ее подписало 67500 человек к данному моменту (почти 15% населения страны). Дискуссия в парламенте продолжается.
б) Безопасность на дорогах и платность дорог - это большая и сложная тема. Все соседи собираются делать дороги платными: во Франции уже, в Бельгии с 2015 года, в Германии - с 2016 года. В Люксембурге - бесплатные, а по ним ездят сотни тысяч коммьютеров из той же Бельгии и Франции, плюс вся Голландия через Люксембург ездит в отпуск. Пробки большие и растут, дороги содержать все сложнее. "Давайте введем плату за дороги, а гастарбайтеры пусть на электричках ездят", говорят одни. "Давайте введем плату за дороги, и построим на эти деньги третью полосу на французском шоссе", пишут другие. "Давайте поставим везде радары, а то понаехали тут и гоняют как сумасшедшие", пишут третьи. Пикантность ситуации в том, что реально ограничить поток коммьютеров нельзя: без 170 тысяч человек, которые каждый день приезжают на работу из бельгийского Арлона, французских Лонгви и Меца, тут ничего работать не будет. И от пробок, которые они создают, поэтому никуда не деться. А проблема-то есть, и серьезная - поэтому звучит хор разноречивых и утопичных предложений.
Мой прогноз, исходя из того, как развивается нерв дискуссии: начнут взымать через пару лет небольшую плату за пользование дорогами с не-люксембуржцев и понаставят радаров, но кардинально ничего не изменится. (Посмотрим, как оно будет).

Написать через пару месяцев, чем бюджетный процесс закончился, и какие новые пункты всплыли в общественной повестке? 

Comments

Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
А кто-нить из русскоязычных люксембуржцев вас читает? Тогда пишите. Иначе -- лично я не вижу смысла.
В Люксембурге, к моему удивлению, русская община довольна большая. Здесь есть русский ресторан, русский магазин, русский клуб и русская школа. Даже в соседних странах, Бельгии и Франции такого нет.
А вот читают ли они этот жж – не знаю.
Конечно писать, если вам самому интересно будет.

+1

Интересно
Соратник Навального уехал и постепенно забывает о жизни в России.

Этак скоро и сам Алексей сядет на трактор.

И как теперь убедить миллионы избирателей, что это не так?
на месте н. так бы и сделал... ибо хватит уже- поддержки нет, пипл готов хавать 1-ый канал, киселева, малахова.
зачем тратить свою жизнь в бесконечной борьбе с ветряными мельницами, когда те, ради кого борются, не хотят ничего делать?
100 тысяч уже 2-ую неделю для голосования собирается.
всех все устраивает!
Класс. AFAIK, в месте, где я живу, нет ни местной газеты ни какой-либо политической жизни в принципе.
Да ну кам он.
У вас там очень активная местная политика, и на уровне штата, и на уровне каунти - везде
Была в Люксембурге в августе во время отпуска (с велосипедом)… В один из дней общалась в узком кругу знакомых. Практически каждый владеет минимумом четырьмя языками. У них еще испанский и португальский популярны.
Какой Вы молодец - обзор прессы, пояснения, выразили собственное мнение!… Такой труд!
Ага, средний люксембуржец владеет 3.6 языками
Новость про платные немецкие автобаны огорчила. И так куча налогов, которые полностью на дороги не идут, так теперь ещё один.
Мне интересно, как и чем другие страны живут.
Особенно, когда пишет не просто турист, а тот, кто тему изнутри видит. И при этом с тобой на одном языке разговаривает. Обязательно пиши еще, если есть силы и желание.
Поздравляю с новым домом. Свое жилье - это замечательно. Дает ощущение стабильности и корней. Гостевая комната имеется? ;)
Не теряю надежды когда-нибудь до вас добраться
У нас две гостевых спальни :)
Пиши обязательно!

Свой дом – это прекрасно, присоединяюсь к поздравлениям. Ну и в связи с тем, что дом – это недвижимость, может быть прокомментируешь планируемое изменение налога на недвижимость в России и расскажешь, какие налоги в Люксембурге? А то меня терзают смутные сомнения, что некоторые сокрушающиеся по поводу того, что придется в центре Москвы платить налог на имущество не условный, а вполне себе реальный, но при этом якобы мечтают о жизни в европейской демократической стране, несколько заблуждаются по поводу того, сколько в этой европейской демократической стране придется заплатить налога на квартиру площадью 583 квадратных метра и стоимостью в 1,3 миллиарада рублей.

Было бы очень интересно, я думаю.
про налоги расскажу
Пишите конечно, интересно ж, как там всё у белых людей устроено.
А у нас все крутится вокруг Украины. Пишите, конечно, мне интересно ваше мнение. Но еще больше волнует: вернетесь ли вы домой. Что будет с Россией, если такие молодые люди, как вы уедут.
обязательно вернусь
Ждем-ждем! Пиши обязательно!

(Anonymous)

Прямо как в датском сериале "Правительство"))). Мы отстали от развитого мира навсегда((((
не думаю, что навсегда
Конечно написать. Можно и на любые другие темы, всегда интересно ваше мнение и взгляд изнутри.
не стоит
Очень интересно почитать как протекает общественно-политическая жизнь в развитых европейских странах, на самом деле это все весьма не чуждо, а наоборот, очень даже близко, что вселяет надежду)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
ЛВ10

May 2015

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com