Category: медицина

Category was added automatically. Read all entries about "медицина".

ЛВ10

44-28=16

Разбирая френд-ленту после оживания ЖЖ (временного?), не смог пройти мимо очень характерного поста Павла Неверова, в котором рассказывается о том, как некий следователь, полковник юстиции, облеченный полнотой власти, но, по всей видимости, не полнотой ума, в течение полугода кошмарит медицинскую компанию Юникс, в которой Павел занимает должность исполнительного директора.

Павел написал свой пост в формате «крика души» – многословного, очень подробного, с явной надеждой на перепосты и запуск этой истории в широкий оборот. История, кстати, того стоит – но падение ЖЖ не оставило ей шансов. Да и сам формат «крика души» тоже – это для него за каждой строчкой важный нюанс, частичка прожитого; для стороннего читателя же это в первую очередь адски много букв.

И все-таки мне хочется прорекламировать эту историю, а также пересказать самый цимес своими словами. Еще и вот почему: мы с Павлом очень часто идеологически расходимся в вопросе о вере в способность российской власти что-то изменить к лучшему (и даже ругаемся по этому поводу). Павел – очень деятельный человек, и очень неравнодушный; и его жизненная позиция заключается примерно в том, что «да, там много жуликов и воров, но много и людей, которые пытаются реально что-то изменить, и надо им всеми возможными методами помогать; потому что настанет тот день, когда силы добра возьмутся за ум, победят, и все будет хорошо». (Это, кстати, весьма распространенная позиция среди деятельных людей, как ни странно!). Эта позиция вступает в противоречие с моей: «рыба гниет с головы, и пока у власти в стране, регионе, городе жулики и воры, и решения принимают жулики и воры, и ты в любой форме сотрудничаешь с ними – ты всего лишь соучастник разграбления страны, какими бы ты словами себя не оправдывал». (Тут есть тонкая, но важная грань: никакие жулики и воры не помешают мне делать что-то полезное для города, региона, страны. Но самостоятельно, не сотрудничая с ними, не помогая им продержаться у власти еще какое-то время – это время они могут использовать только на вывод активов).

Так вот, история того, как следователь Саенко кошмарит компанию Юникс – это как раз история о том, почему эта власть заведомо не сделает ничего хорошего, даже если очень сильно захочет. (Странно, что Павел этого не видит!). Ведь история началась именно с того, что якобы сила добра – в лице президента Медведева, взялась якобы за ум, и решила победить коррупцию. Но так как коррупция очень большая, а сила добра очень маленькая (всего-то президент! ну еще может с Дворковичем…), то она решила начать с одного конкретного участка, на котором воровство особенно хорошо заметно – с поставок компьютерных томографов для медицинских учреждений. Это ведь не строительные подряды (там и убить могут, не посмотрят, Дворкович ты или не Дворкович), и не поставка картошки для школьных обедов или тушенки для воинских частей (там разбираться трудно и грязно) – а интеллигентное такое воровство в белых воротничках и белых халатах. Входная цена 20 миллионов, в больницу продали за 100 миллионов – ищи виноватых, сажай. Ну и предполагалось, что потренировавшись на томографах, окрепнув, сила добра победит далее и всю остальную коррупцию тоже.

На томографах, однако, как мы знаем, всё и закончилось – для всех, кроме поставщиков томографов. Потому что вся государственная машина (ржавая, неповоротливая, коррумпированная и неспособная ни к каким видам творческой работы) восприняла указания президента единственным образом:
а) определить, что все поставки томографов, которые когда-либо имели место в России a priori являются воровством и распилом,
б) определить всех поставщиков томографов врагами народа, ответственными за все его беды и невзгоды,
в) применить соответствующим образом репрессивный аппарат.

Совершенно неважно, при этом, что президент имел в виду, и какими добрыми намерениями руководствовался; его слова были восприняты именно так и только так – и так будет с любым благим начинанием власти, потому что система просто не умеет уже работать иначе.

Применительно именно к Юниксу все выглядит так. Осенью 2010 года компания выиграла конкурс и поставила томограф для Ульяновской областной больницы №2 (по контракту с областным Минздравом). Сумма контракта – 44.6 млн рублей. Входная цена у иностранного поставщика – 28 млн рублей. Следователь Саенко постановляет: государству нанесен ущерб на сумму «более 16 млн рублей» путем «необоснованного завышения цены». (Все сканы есть в ЖЖ у Неверова). 

Другими словами – это чем-то перекликается со вторым процессом Ходорковского! – следователь объявляет любую торговую наценку «необоснованным завышением цены», любой бизнес – спекуляцией, любую прибыль – незаконной.

В данном конкретном случае дела, на самом деле, обстоят так – из 16 млн рублей «необоснованного завышения цены» около 8.5 млн рублей приходятся на стоимость сервисного обслуживания томографа сроком на 2 года, которая также оговорена в госконтракте, и составляет 15% от стоимости оборудования по прайсу поставщика в год. Около 1.5 млн рублей – стоимость таможенной очистки, доставки, хранения оборудования. Еще есть агентское вознаграждения дилера, компании «Евростандарт», который принимал участие в конкурсе. И около 5.5 млн рублей – прибыль до налогообложения дистрибьютора медицинской техники, компании Юникс. Примерно 12% от цены контракта маржинальной прибыли – я не знаю, много это или мало по стандартам этого рынка; чем-то умопомрачительным не кажется, мелочью, впрочем, тоже.

Если ли в этих 5.5 млн рублей откат в пользу главврача больницы или чиновника из областного Минздрава? Павел утверждает, что нет, я ему верю. Но, безусловно, он может там быть; верить на слово – не обязательно. Это как раз и есть работа следователя – проверить и установить. Не появилось ли у главврача Ульяновской областной больницы №2 иномарки стоимостью 20%, 30% или 50% от 5.5 млн рублей сразу после заключения контракта? Не поступали ли на его банковский счет денежные средства через цепочку подставных фирм, ведущих к Юниксу? Не хвастался ли кто-нибудь из чиновников Минздрава в курилке тем, как удачно провернули очередное дельцо с этими чуваками из Екатеринбурга? Расследовать, собрать факты, установить. Сделать свою работу, за которую ему налогоплательщики платят зарплату.

Но поскольку сверху дана команда «фас», то никакие тонкие материи не волнуют следователя Саенко. На входе 28 млн, на выходе 44 млн, значит 16 млн – украдено. Все остальное не имеет никакого значения, все остальное можно притянуть за уши. Для этого есть весь арсенал средств – и тут уже я не буду пересказывать своими словами, а отправляю в ЖЖ Павла Неверова за подробным описанием многократных выемок документации, многократных выемок техники, ареста счетов, и прочих банальных технологий уничтожения успешной и современной дистрибьюторской компании. Это все скучно, это мы много раз уже видели.

Мне же хотелось в этой истории вытащить на публику лишь две вещи. Во-первых – то, что из любых благих начинаний нашей власти ничего, кроме разудалой кампанейщины не получается. И во-вторых – то, почему так случается. Потому что когда начинается очередная кампания, она оправдывает все, и работать уже не надо, и думать головой уже не надо, а достаточно арифметики: 44-28=16.
ЛВ10

ЕГД: Обзор документов, часть 1

Продолжаю возвращаться к нормальной жизни. Во вторник был в приемной, а за среду, пока ездил в Москву по разным делам, разобрал накопившиеся за время моего отсутствия в депутатской раздатке документы. Сейчас в формате блица по ним пробегусь. На систематичность изложения не претендую, просто все то, что бросилось в глаза во время беглого чтения. 

ПГАЕ №1916 от 04.05.2011 - о внесении изменении в адресную программу капремонтов на 2010-й год. (То есть подгонка под ответ, по факту проведенных в 2010-м году работ). В точности, добуквенно, повторяет утвержденную на 2010-й год программу капремонтов (126 домов, 452.06 млн рублей, из них 383 млн рублей ровно за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ) - зачем было повторять не очень понятно, в одном только месте есть расхождение на 3 копейки (!), и еще в одном месте уточнена жилая площадь на 6 кв.м. Но таже программа дополнена свежим приложением под названием "Вторая Адресная Программа капремонтов", которого раньше не было - еще 29 домов на сумму 118.22 млн рублей, из них 100 млн рублей ровно за счет средств Фонда. Этого списка раньше не было - такое ощущение, что в течение года из Фонда свалились на город еще шальные 100 млн, и были потрачены, а сейчас задним числом прописываются в постановлении. Мне кажется, в связи с этим, особенно интересно проверить, были ли эти дополнительные деньги потрачены в реальности, и потрачены эффективно. Из моего округа вижу в дополнительном списке два дома: Тургенева 30 (ремонт на сумму 6,1 млн рублей) и Тургенева 30А (3.75 млн рублей), в обоих случаях в отчете указан капитальный ремонт всех внутридомовых инженерных систем, ремонт крыши, косметический ремонт подвальных помещений, и большой объем работ по утеплению и ремонту фасадов. Жители этих домов, отзовитесь, пожалуйста - было дело? Хорошо сделали? Когда, в какие сроки? 
 
ПГАЕ  №1878 от 28.04.2011 - об установлении базовой ставки арендной платы для всех объектов муниципального нежилого фонда муниципального образования "город Екатеринбург", которая теперь составляет 961 рубль за квадратный метр в год. (Подчеркиваю,  не в месяц!). 80 рублей в месяц! Новая базовая ставка принимается вместо старой, которая была утверждена ПГЕ  №1006 от 20.03.2008 года. Его мы запросим, посмотрим, что было раньше. В целом, понятно, что дьявол в деталях, и главная деталь - таблица поправочных коэффициентов. Если ее раздобыть, то мы реализуем нашу давнюю мечту - узнаем, почем  муниципальная аренда, и как эффективно город управляет своим имуществом. Такая таблица существует, и мы даже знаем номер ПГЕ, которым она была утверждена. Там тоже веселые вещи (например, для полуподвальных помещений коэффициент составляет 0.2, то есть вообще 16 рублей за кв.метр в месяц!), и, кроме того, большой список объектов, по которым ставка утверждена индивидуально. Буду информировать о работе в этом направлении - есть шанс раскрыть Главную Тайну ЕКУГИ. 
 
Отчет об исполнении Сводного плана размещения муниципального заказа за 2010-й год (внесен 05.04.2011) - суммарный объем муниципальных закупок объемом свыше 100 тыс рублей в 2010 году составил 10.13 млрд рублей, при совокупной начальной цене контрактов в 10.56 млрд рублей, экономия от конкурсных процедур составила 4.09% начальной цены контрактов (432 млн рублей). Я так понимаю, что это повод, чтобы награждать орденами и медалями всех сметчиков, оценщиков и организаторов конкурсов - прецизионность их работы поражает воображение! Несмотря на все усилия по стимулированию конкуренции, начальные оценки закупочных цен были так высоки, что бизнес, конкурируя, дал скидку всего лишь на 4%... Общее количество мероприятий - 3827, из них лишь 50 открытых конкурсов, 841 открытый аукцион, 1558 запросов котировок и 1378 закупок у единственного поставщика. Самое интересное, конечно, это распределени конкурсов по муниципальным заказчикам (ведь 4% экономии - это лишь средняя температура по больнице!). Крупнейшими освоителями муниципального заказа являются, конечно, комитет по строительству (37.5% от общего объема, то есть почти 4 млрд рублей), далее ЕКУГИ (15.2%) и комитет благоустройства (14.3%), еще около 17% суммарно администрируют районные администрации. Около 5.4% муниципального заказа размещает управление здравоохранения, 2.8% - управление топливно-энергетического хозяйства, 1.9% - комитет по транспорту, 1.8% - управление культуры. Доля каждого из прочих заказчиков не превышает 0.5%. Так вот, оказывается, например, что Управление здравоохранения, размещая заказов на 655 млн рублей, в итоге платит лишь 550 млн рублей,  экономя на конкурсных процедурах более 16% (Между прочим, управделами администрации экономит 12.2%, аппарат ЕГД - 12.0% на своих закупках) - и мне вот это кажется куда более правдоподобно похожим на реально конкурентные торги, чем ситуация у крупнейших заказчиков. Так, комитет по строительству размещает заказов на 3.87 млрд, закупает на 3.79 млрд,  экономя лишь 2%, а в абсолютных деньгах - меньше,  чем горздрав, у которого многократно меньший объем размещения заказов! Эти заказы комитета по строительству - это и метро, и знаменитые наши развязки. И вот все эти деньги тратятся с верой в непогрешимость смет и сметчиков. У меня нет никаких доказательств, я не могу аргументированно показать, что тут все конкурсы - липовые, но, мне кажется, цифры сами по себе достаточно красноречивы. Мне они не нравятся. 
 
Письмо Счетной Палаты №07-45-5 от 05.05.2011 - о выполнении плановых проверок в первом квартале 2011 года. Проведено 9 контрольных мероприятий и 10 тематических проверок, нецелевого использования средств городского бюджета не выявлено, неэффективное использование бюджетных средств - на сумму 337,6 тыс рублей; в основном эта сумма приходится на какую-то хитрую историю с прокладкой газопровода по ул. Европейской, где подрядчик что-то сделал не так, и сейчас с ним судятся и пытаются эту сумму взыскать. А в остальном - тишь, да гладь. А вы говорите - воруют! 
 
Отчет о результатах публичных слушаний 15.04.2011 года, из которого, собственно, следует, что таковые имели место, и рассматривался на них вопрос "Об утверждении отчета об исполнении бюджета МО "Город Екатеринбург" за 2010 год". И рассмотрелся. "За" - 159 голосов, "Против" - 0, "Воздержалось" - 0, предложений не было. Видите, какие социально активные и сознательные граждане ходят на такие слушания!
 
В следующем выпуске: отчет об исполнении бюджета за 2010 год, отчеты по городским целевым программам, и прочие радости жизни. 
 
ЛВ10

Оказывается, то были цветочки...

Читатели моего журнала хорошо знают о моей страстной любви к ФЦП "Электронная Россия (2002-2010)". Например, вот в этой большой статье я уже брызгал слюной о том, что за 50 миллиардов рублей в рамках этой программы не было сделано ничего (вообще ничего), а сама программа уже где-то к 2006 году была полностью свернута в публичном пространстве. Забыты были все банкеты, на которых рекой лилось шампанское в 2002-2003 годах, давались обещания и рисовались новые горизонты; никто не понес ответственность. При этом - и это самое циничное! - программа не была официально отменена или свернута, конкурсы игрались (ушла только пиар-составляющая), единственным исполнителем по ряду лотов без конкурсов был назначен "Ростелеком", который успешно и допилил остатки былой роскоши.

Но 2010-й он вот уже. И задачи по информатизации никуда не делись. Россия потеряла несколько десятков позиций в рейтинге e-готовности, и падать еще ниже мешают, пожалуй, только непрекращающиеся гражданские войны в африканских странах, которые только и уступают сейчас нам. Так что все уже давно с нетерпением ждут: что предложат нам государственные информатизаторы на следующие восемь лет, каким окажется их аппетит? С учетом того, что за 10 путинских лет типичный процент отката по госконтрактам вырос с примерно 5-7% до примерно 50-70, иногда и 80%? С учетом того, что восемь лет было потеряно, отставание от Европы стало ужасающим, и это позволяет рисовать еще более масштабные и трудные задачи и перспективы? С учетом полученного опыта распила? Мне было очевидно, что даже кризис не помешает распильщикам поставить крупные и амбициозные задачи, но реальность превзошла все ожидания.

Мининформсвязи предложило проект долгосрочной ФЦП "Информационное общество (2011-2018)". Цена вопроса: 952192 млн. рублей. Девятьсот пятьдесят два миллиарда сто девяносто два миллиона рублей. Попросту говоря - ТРИЛЛИОН.

Да уж, любимый тэг долго еще не сможет спать спокойно.

Вот какие мысли приходят в голову после первого эмоционального шока.
1. В программе предусмотрены целевые показатели, которых планируется достигнуть к 2018 году. Не хватает, однако, раздела о мерах ответственности в случае невыполнения целевых показателей. С учетом масштаба финансирования, неплохо бы вернуть в Уголовный кодекс такие традиционные меры социальной справедливости, как сдирание кожи заживо и отваривание в кипящем масле.
2. Не далее, как вчера, я давал комментарии журналу "Эксперт-Урал" (привет, Сергей [info]sergeyermak Ермак) по теме государственной информатизации, еще раз пытаясь объяснить, почему информатизация методом "дать очень-очень много денег сверху" не имеет шансов на успех, и если мы хотим чего-то добиться, то мы должны создавать условия, биоценоз для зарождения востребованных сервисов "снизу". И в ходе этого интервью у меня экспромтом родилась такая мысль. Вот у нас государство страдает от страшной неэффективности. Куча бумаг, куча бюрократии, куча чиновников. Лекарство прекрасно известно - собственно, внедрение технологий eGovernment. Все известные успешные проекты электронного правительства исходили прежде всего из мотивации снижения затрат на государственное управление, и их успешность оценивалась именно по этим показателям. Но у нас государство еще и страдает от коррупции, поразившей практически все институты и органы государственного управления. И это принципиально иная болезнь. Так вот, так бывает, что лечение одной болезни невозможно при наличии другой.
Вот у меня хронические мигрени, и у меня проблемы с печенью из-за лишнего веса. Печень меня не очень сильно волнует, но когда я прихожу к врачу, чтобы вылечить мигрень, он мне говорит, что ничем не может помочь; какие-то системные средства есть, но они очень сильно нагружают печень, и по итогу мне станет хуже. Так что, дружок, лечи мигрень пока что симптоматически, и бегом, бегом в фитнесс-центр. Через полгода приходи полегчавший килограмм на 10, и займемся головой. Метафора тяжелая, но смысл все же должен быть понятен.
Я не знаю ни одного примера успешного внедрения технологий электронного правительства в государстве, серьезно больном коррупцией. Кажется, что коррупция является таким же абсолютным противопоказанием к лечению неэффективности, как моя больная печень - противопоказанием к лечению головы. Пока не устранена одна болезнь, лечить другую нет смысла: будет только хуже. И это понятно: ведь информатизация наносит по коррупции серьезный удар, та, соответственно, сопротивляется, причем сопротивление это нарастает по закону Гука.
Так вот, Сергей не даст соврать, эту мысль я высказал вчера с утра, еще до того, как новые инициативы Минсвязи были опубликованы. И мне грустно от того, что так быстро эта теоретическая мысль нашла практическое подтверждение. Ибо проект ФЦП "Информационное общество" - это наглядный пример победы коррупции над информатизацией. (Я постараюсь в одном из следующих постов дать разбор программы по существу, но, честно говоря, всё должно быть очевидно уже из изучения системы целевых показателей).  

Ну а поскольку никакой политической воли к лечению коррупции у нас пока не просматривается (не считать же таковыми распоряжения в духе "Устранить в месячный срок!"), то и никакого информационного общества к 2018 году у нас не появится.
ЛВ10

Мигренозный тип личности

Обследование не заняло много времени. Серия вопросов, классические пассы молоточков.
- "Да у Вас, батенька, классические мигрени в самом натуральном виде", - сказал доктор, - "но ничего, современная медицина способна на чудеса". И дал мне рекламно-научную брошюрку. 

Как водится в этом жанре литературных произведений, перед тем, как перейти к рекламе конкретного препарата, авторы брошюры написали побольше всего интересного про болезнь. Симптомы, течение, наследственная предрасположенность... Ну и, конечно, хочется ведь сделать больному приятно! Поэтому в брошюрке нашелся такой раздел:

"Мигренозная личность.
Психологи выявили определенные черты характера, присущие людям, страдающим мигренью.
- высокая работоспособность; 
- целеустремленность, честолюбие, амбициозность;
- интеллект выше среднего;
- добросовественость, пунктуальность;
- неумение расслабляться". 

- "Доктор", - подумал я вслух, - "а точно надо лечить-то?".